Ещё пару суток убил на новый градостоительный симулятор. Отзывы в Стиме положительные и я таки решил опробовать новую игру. Сравнительно недавно я писал отзыв на игру Endzone - A World Apart, которая вроде вышла уже из раннего доступа и худо бедно в неё можно сыграть, пройти сюжетный режим и в целом я остался тогда тоже более менее довольным.
Обзор (ранний доступ)
Сегодня у нас на обзоре градостроительный симулятор Farthest Frontier, с незаслуженными положительными отзывами. Не буду этой игре делать снисхождений за ранний доступ и жанр инди, а расскажу всё так, как оно есть.
Хотя изначально хвалить есть за что. Игрушка красивая достаточно, да и первоначальное развитие довольно интересное. особенно механики вспахивания полей и посадки разных культур. Жаль культур тут маловато. Графически красиво сменяются сезоны, времена года. Тут и летние дожди с грозами и холодные зимы, золотая осень, зелёная весна. Речку сковывает льдом и нельзя рыбачить зимой, а засуха летом может спровоцировать пожар или засуху каких то растущих культур. На этом пожалуй хорошее и заканчивается, когда город начинает разрастаться, а к многократным сменам сезонов уже привыкаешь.
Дальше хуже.... Ну все элементы опять же завязаны на развитии и улучшении зданий. Есть три уровня улучшения главного здания, где на каждом уровне открываются новые постройки. Но для улучшения главного здания опять же нужно соблюсти некоторые условия и ад начинается уже на переходе со второго на третий уровень. Улучшите дома, которые будут благоустроены клумбами с цветами на 30%.
А я уже город построил, по некоторым канонам это домики вокруг рынка, который почему то собирает ещё и налоги, хотя лучше бы написали "прибыль" от продажи, а налоги записали просто как факт. Так что это странное решение в игре. Но главный недостаток заключается в благоустройстве. Тут даже сделали специальную механику, что можно переносить постройки на другое место, а вместо них строите какую нибудь бесполезную статую или парк, которые в свою очередь повысят благоустройство в домах. Странно, что рынок и домик лекаря на это никак не влияют. На 4 уровне будет ещё хуже, потому что нужно добиться уже 65% благоустройства домов. Но так как это ранний доступ, на 4 уровне новых построек больше нет, но возможно повысятся налоги. Т.е. это недоделанная игра, а не ранний доступ, как я понял.
Поговорим теперь о ресурсах. Большая проблема заключается ещё в генерации ресурсов на карте. В начале игры необходимо перезапустить карту раз так 10 или 20, пока не понравится место с ресурсами. Я не думаю что игрокам понравится ходить через всю карту в единственную шахту.
Но проблема ещё и в том, что всякие карьеры закончатся когда нибудь и вам придётся искать новый карьер или же закупать ресурсы у торговца. Спорная механика на ограниченной карте. А видов ресурсов тут много: песок, уголь, глина, руды металла и золота, дерево и камень. Причём до смешного интересно, когда налоги собирают с жителей в виде золотых слитков и люди это где то берут, но при этом переплавка золотой руды находится уже на поздних этапах игры и я не могу делать слитки и золотая шахта, это как бы тоже роскошь. Хотя как валюта у торговцев, это выглядит ещё приемлемо.
Про ресурсы можно говорить много, точнее про поломанные балансы. Цепочек производств тут тоже много. Например из глины делаются кирпичи, из песка и угля делается стеклотара для консервирования продуктов, из выращенного льна делается одежда, из пчелиного воска делаются свечи и т.п. Звучит всё красиво, но в итоге это попросту толком перестаёт работать на поздних этапах игры, за счёт сломанной логистики в ИИ жителей. Ничего толком не производится, ничего толком не поставляется.
На примере с едой будет более понятно, что тут сломано. Например рынок, который должен обеспечивать жителей едой, всё время пустует при забитых погребах с едой. А с едой вообще какие то непонятные проблемы на ровном месте. Тут надо учитывать, что еда портится конечно и её надо коптить и консервировать. Но консервация оказалась сложным процессом на поздних этапах и в итоге существенная часть еды у вас будет пропадать так или иначе. Рыбу и мясо коптил, только она исчезала очень быстро. Хорошо, более менее вышел на производство хлеба, т.е. вырастил пшеницу, построил мельницу и пекарню. Хранилище для муки начало ломиться от количества содержимого и в итоге я построил ещё пару пекарен. Количество хлеба существенно возросло, но к сожалению компьютерный ИИ не понимает, где лежит еда и игра постоянно сигнализировала о страшном голоде в городе, что вызывало постоянные болезни. Не не не, это лёгкий уровень сложности был. И всего лишь население со 165 жителями.
Собственно с логистикой я и сам знаком, что лучше расположить всё поближе, но в меру. Например был город со сквозными дорогами через него. По бокам города к этим дорогам шли поля, хранилища и переработка, и ловля еды. С другой стороны был производственный городок, где делались дрова, доски, руда и добывались основные другие ресурсы для строительства. Конечно пришлось достраивать строительные объекты и рядом с полями, но по факту баланс в городе был соблюдён и дороги так же были не такими длинными от ресурсов до города, плюс каменные дороги позволяли быстрее перемещаться жителям.
На своё счастье приобрёл 6 взрослых коров, которые паслись на хорошем зелёном лугу, но к сожалению два жителя не способны прокормить столько животных зимой в одном хлеву, когда они собирали им корм на зиму. И ресурсов было затрачено за 4 года порядком на животных, учитывая что ничего коровки так и не произвели.
В итоге 3 поля, 4 рыболовных домика, 2 домика собирателей и 6 коров, 3 пасеки, 3 пекарни не смогли прокормить 165 человек. А что же по графикам? А там вот всё идеально на удивление.....
Фактически даже с порчей еды, по графику производства я даже в большом плюсе, но статистика в верхней полоске говорит о том, что зимой люди будут голодать, а выращенная еда испортится в погребе.
Вот ещё один год голодной смерти, при наличии еды. Хотя люди не умирают, как то живут, даже когда построек было меньше. И почему то во многих играх проблемы с такой логистикой, чтобы накормить людей. Я не понимаю, почему. Ведь это так просто научить ИИ ходить из точки А, в точку В, чтобы принести еды. Но к сожалению даже микроконтроля в игре нет.
Конечно есть и такие вещи, как болезни растений, плодородность почвы и т.п., но игра тоже не охотно объясняет, что с этим делать. Нет, она рассказывает, что для плодородности насыпьте удобрений или добавьте песка или глины в таких то пропорциях. А вот такое то растение повышает плодородность и т.п. Но что делать с болезнями, непонятно. Как поливать поле в засуху, непонятно. По факту ну пока нереализованное. И в итоге опять к следующему патчу у нас тонна обещаний разработчиков, мол "мы поправим основные механики, мы добавим кучу нужного", а игрок как после бета теста вышел и не понял, хорошая это игра была или плохая.....
Много вопросов оставляют такие игры. Например сделайте ресурс соли, упростите консервацию в бочках тех же. Ну разве продукты консервировали в таком веке только в стеклотаре? Ну может изредка, но это не основной метод был. А засахарить фрукты или брожение, алкоголь? Производство сахара или что у них там было..... Такое ощущение, что когда разработчики пытаются в такие механики, они совершенно не смотрят на историю и не пытаются в какие то более реальные и простые механики, на основе настоящей истории.
И вот после таких моментов играть уже не хочется, а хочется разобраться в вопросе определения - Что же такое "ранний доступ"? Это может попытка улучшить игру с имеющимися механиками или же всё таки это альфа тестирование, в котором все механики будут перелопачиваться заново, с привозной оптимизацией в будущем? А ведь кто то купил игру, поиграл 5 часов и написал положительный отзыв. Но такие игры могут забросить или не забросить разрабатывать, статистика 50 на 50, а то и больше в пользу недоделанных целых игр. Поэтому я не очень люблю такие вот продукты в раннем доступе. И да, с градостоительными симуляторами всё очень плохо по прежнему, нет там однозначно хороших, которые бы устроили всех.
А ведь так хорошо всё начиналось с Farthest Frontier, аж было желание сделать стрим, похвалить игру. Но тут как всегда с этими градостроями, чем дальше в лес, тем гуще дебри, особенно в раннем доступе.
Вывод.
Покупать пока не советую, очень сырая игра в плане балансов и оптимизации. Отсутствует обучение, местами отсутствует локализация в редких случаях. Странно забивается оперативная память этой игрой. При этом я ещё не тестил боевые системы, так как тут есть вроде как и войска, заборы, защита города и т.п. вещи, но я не думаю что там всё идеально. Просто до этого момента не дошёл, хватило кривых экономических и кривых эстетических балансов.
Так что как всегда в таких случаях ждём ну как минимум год, максимум три года, при условии вообще если не забросят игру разработчики.
В целом так же было с Endzone - A World Apart и другими подобными играми. Ну просто нагло сырые ранние доступы, а потом они что то там выкатывают более менее годное на релизе через несколько лет. Но лучше заплатите людям за альфа и бета тестирования, потому что люди работой в игре занимаются, выравнивая балансы, не играя в полноценную и хорошую игру при этом. Так что 5 баллов из 10 пока этой игрушке можно поставить, хвалить фактически не за что. Потенциал у неё есть, но пока что очень и очень сыро игра выглядит. Из плюсов, она действительно получилась красивой. Музыка на фоне красивая, да вот только и музыка пока что только одна, как мне показалось.
Вышла игра в ранний доступ совсем недавно вот на днях, в августе 2022 года. Жаль править игру тоже надо будет им долго, прям начиная с перелопачивания дисбалансных механик основных. Удачи в работе разработчикам, но если и этих съест алчность продаж, то будет опять очередная бездарная поделка недоделанная, коих уже и так очень много было в раннем доступе.