Это совсем не одно и то же. Но кто-нибудь в наше время пытается их разграничить?
Обычно вздыхают о несовершенстве человеческой натуры, о неспособности довольствоваться тем, что имеешь, о ненасытности.
И вечная иллюстрация - пушкинская "Сказка о рыбаке и рыбке".
Посмеялась над ненасытной Старухой сама Судьба в обличье Рыбки. Но присмотримся: а разве корыто - НЕ потребность? А нормальное жильё? Не терем ведь просила - всего лишь избу. Потом пришла фантазия насчёт слуг... нужны? Вот это уже под вопросом. Но, вероятно, какие-то соцработники старикам нужны. Что же оказалось вздорной "хотелкой"?
ВЛАСТЬ! Царица из неё, конечно, никакая: о стратегическом мышлении смешно говорить. Но - мало! "Хочу быть владычицей морскою!"
Интересно, если бы и это получилось - остановилась бы Старуха в своих желаниях? Думаю, да - ведь бОльшего богатства и могущества ей не представить, а других интересов просто нет потому, что нет кругозора.
Значит, наши желания ограничены нашими знаниями? Да, и Пушкин это отлично понимал, ведь в черновом варианте сказки у него есть отрывок, не вошедший в окончательный:
- Не хочу быть вольною царицей,/ Хочу быть Римскою папой!
Воротился старик ко старухе - / Перед ним латинский монастырь./ На стенах латинские монахи / Поют латинскую обедню.
Явно вычеркнул потому, что обычная русская крестьянка, да ещё живущая в глухой провинции у моря, понятия не имеет ни про какого Римского папу. А значит, и мечтать о его должности не может.
Сказочная Старуха смешна, местами и противна. А, например, Дарья из некрасовской поэмы "Мороз, красный нос"? Некрасова спрашивали, почему желания и мечты Дарьи ограничены самыми простыми вещами - хорошей погодой и богатым урожаем.
И автор с горечью отвечал, что другим там взяться просто неоткуда. Все силы, все мысли направлены на одно - чтобы не голодать!
Итак, потребности ограничены кругозором. В не-сказочном, житейском варианте неграмотный человек не почувствует потребности, например, делиться знаниями, которых у него нет.
Ещё один ограничитель - физические возможности. Это же только в одном из романов Цвейга ("Нетерпение сердца") девушка с парализованными ногами в мечтах видела себя балериной. Танцевать не просто на балу - на сцене! Обычно то, что так далеко за пределами возможностей, остаётся и за пределами желаний.
А вот как назвать ограничения, накладываемые культурой? Ментальные? Самый очевидный пример - традиционное неприятие тех или иных блюд. Попробуйте доказать мусульманину, что свинина - это вкусно! Скорее объясните русскому, что собака - деликатес.
И, наконец, ограничения социальные. Наложенные обществом.
Вот, например, привлекать к себе внимание - это потребность? Да, конечно, это имеет отношение к общественному признанию. А если хочется не долгим путём самосовершенствования, а чтобы - сразу?
Одежда, боевая раскраска, ирокез на голове, татуировка... болт, забитый в лысину и велосипедная шина, вставленная в ухо... Всё равно не замечают? Что делать? Остаётся только посетить магазин для фриков - там подскажут...
И свою "минуту славы" в метро точно получишь. Вот только... многим ли хочется?
Словом, наши потребности (базовые - тепло, пища, безопасность) - в рамках реальности. И удовлетворить их, в общем, несложно. Но принято считать, что дай человеку необходимое - он тут же начнёт мечтать о бОльшем и лучшем. Дай свою кровать - тут же понадобится комната. Есть комната - подавай квартиру. Есть квартира - соседи не такие, надо бы коттедж. А лучше три коттеджа, чтобы два сдавать - и один на эти деньги содержать. А если - дворец? Ничего, что в деревне Грязь - главное, как ни у кого!
А вот тут уже ограничителем становится государство. И лучше такой ограничитель, чем никакого. Конечно, в идеале тормозом "хотелок" должен быть здравый смысл, но что поделаешь, если он есть не у каждого? Воспитывать?
Интересно, что в 16 столетии именно на воспитание уповал Томас Мор. Наивным не был, жизнь вокруг себя видел, но обратился именно к разуму современников, написав свою "Утопию". И вот именно о здравом смысле, ограничивающем желания, там целые страницы.
Утопийцы живут скромно. Могли бы позволить себе одежду повычурнее или мебель поизысканнее, но власти боятся выпустить джина из бутылки: одним тут же станет "нужно" больше, чем другим, и это может стать началом конца их сбалансированного жизненного уклада. Тщеславие здесь считается пороком. А у нас его, кажется, уже готовы признать двигателем прогресса?
Как не вспомнить Эпикура?
(Про Эпикура здесь:)
Это он понял раньше других, что потребности могут быть ЕСТЕСТВЕННЫМИ И НЕОБХОДИМЫМИ (тот минимум, который обязан быть);
ЕСТЕСТВЕННЫМИ, НО НЕ НЕОБХОДИМЫМИ (всё, что делает жизнь приятной, интересной, содержательной);
И НЕЕСТЕСТВЕННЫМИ (разрушительными для здоровья физического и психического).
И этим последним надо уметь противостоять. Как угодно - хотя бы и силой государства.
Начало разговора здесь: