В этом году исполняется 85 лет картине Михаила Ромма “Ленин в Октябре”. Фильм примечательный во многом. Во-первых, это первая звуковая советская лента, в которой показан Ленин (до этого был лишь немой “Октябрь” Эйзенштейна). Во-вторых, тут состоялся кинодебют выдающегося актера Анатолия Папанова. Правда, это совсем небольшой эпизод - артиста даже нет в титрах. В-третьих, произведение пользовалось неоднозначной славой. Сталину оно понравилось, а это было самое главное. В кинотеатрах тоже прошло с успехом. Ну а среди мыслящей части народа “Ленин в Октябре” стал поводом для анекдотов (с известной осторожностью, разумеется). Только после “Девяти дней одного года” и “Обыкновенного фашизма” Ромм убедил коллег, что все-таки является большим режиссером. Но панегирик к 20-летию революции ему саркастично припоминали долго.
Картина и в самом деле к искусству имеет куда меньше отношения, чем к пропаганде. В этом смысле “Ленин в Октябре” является типичной лентой сталинского периода. Но именно здесь во многом задан канон изображения Ильича. Ромм, сценарист Алексей Каплер и исполнитель заглавной роли Борис Щукин приложили руку к созданию образа “дедушки Ленина”. Доброго, участливого. Но, кажется, авторы даже перестарались, так как иногда Владимир Ильич выглядит откровенным идиотом, настолько он рвется быть ближе к простому народу. С реальной личностью очень жестокого и прагматичного политика Ленина его экранное воплощение имеет мало общего.
Именно в этом фильме родилось выражение “политические проститутки”, которого Ленин никогда не произносил. Но словосочетание ушло в народ. Этот эпизод наглядно показывает: хоть действие происходит в 1917 году, но снимали-то картину в 1937. Плешивый руководитель партии читает в газете интервью с Ю. Каменевым и разражается гневной тирадой. Ю. Каменев - это Лев Каменев (в смысле - Розенфельд), ранний вариант его псевдонима. Напомню, что и Ульянов перебрал множество поддельных фамилий, а самая известная из них изначально соседствовала с другим инициалом: Н. Ленин.
У Каменева с его соратником по партии, действительно, был конфликт, который Лев Борисович и Владимир Ильич все же впоследствии преодолели. Например, Каменев в отличие от пораженца Ленина достаточно разумно утверждал, что Россия не может закончить войну, пока в ней вообще-то участвуют немцы. Каменева расстреляли в 1936 году.
Лермонтов всю недолгую литературную жизнь переписывал “Демона”, стараясь добиться совершенства. Советским авторам тоже приходилось переделывать свои творения, только перфекционизм тут ни при чем. Это называлось “колебаться вместе с линией партии”. После смерти Сталина “Ленина в Октябре” пришлось перемонтировать и переозвучить в угоду Хрущеву. Сцены с Джугашвили изымались, упоминания о нем свели к минимуму: его фамилия звучит лишь один раз. Впрочем, реальная роль грузинского преемника в октябрьских событиях была, действительно, довольно скромна.
Вот кадр из первоначальной версии фильма. Разумеется, согласно правилам советской иконографии, Сталин стоит ближе всех к Ленину, как первозванный апостол.
А теперь смотрите, как в той же сцене Иосифа Виссарионовича перекрывает силуэт какого-то матроса. “Ленин в Октябре” родился как мифологическое произведение. В таком качестве его и переиначивали впоследствии.
Читайте также: Советский ремейк американского вестерна, прославивший Михаила Ромма