Традиция деревенских сходов на Руси берёт своё начало со второй половины XIX века. Решение общественных дел «миром» - бытовая черта русского народа, своего рода скромная попытка загнать местные обычаи и традиции в рамки общественной регламентации. Когда крестьяне говаривали: «мир» порешил, то вкладывали в эти слова значение инстанции, выше которой только Всевышний да царь.
Вот как это уважительное (даже трепетное) отношение к «миру» было выражено в обнародованной брошюре начала ХХ века: «Мирское дело - дело великое! На сходку выходить - надо Богу помолясь, и стоять на ней, как в церкви, помня, что коли мы соберёмся во имя Его, то и он будет среди нас!».
Если в дореволюционный период в круг решаемых деревенским сходом вопросов входили, преимущественно, вопросы общинного пользования мирской землёй, выплат многочисленных сборов и управление общественными продовольственными капиталами и хлебными запасами, то в наше время, разумеется, приоритеты сильно поменялись: сегодня во главе угла - вопросы благоустройства и социального развития.
Хотя и в наше время подобные сходы кое-где продолжают являться одной из форм непосредственного участия населения в решении вопросов местного значения, своего рода действенным инструментом для решения наиболее насущных вопросов. Именно это предполагает открытость власти и создание эффективной системы связи с жителями поселения. Благодаря такой форме взаимодействия жители имеют реальную возможность не только высказаться по поводу насущных проблем, но и быть услышанными. Одно дело - когда общение с чиновниками происходит по Интернету, и совсем другой коленкор - когда оно протекает в формате живого общения, так сказать, «глаза в глаза». Разговор здесь ведётся очень конкретный, не всегда лицеприятный для представителей власти, зачастую на повышенных тонах, но касающийся настоящих, а не надуманных проблем. Именно поэтому не каждый глава поселения согласится на подобное (скажем сразу - нелёгкое) испытание на профессиональную прочность.
Такое вот лирическое отступление. Подобный сход жителей впервые в российский период прошёл на днях в моей тверской деревне Колодкино (что в Дмитровогорском сельском поселении Конаковского района). Он обозначил особо острые и наболевшие проблемы местного населения, которые люди постарались в неформальном общении донести до главы поселения С.К.Жукова (тот, кстати, в своё время работал заместителем тверского губернатора Зеленина). Изначально планировалось, что этот сход не станет открытым противостоянием деревенских жителей и местных властей, а станет предпосылкой к конструктивному диалогу.
Если в прежние времена на подобных сходах традиционно велико было влияние деревенских патриархов и местных аборигенов, то сегодня две трети активистов составляют дачники, проживающие в деревне сезонно. В отличие от коренных жителей, которые в силу своего врождённого менталитета стараются не обострять накал страстей во взаимоотношениях с властями, тем (привыкшим к городской цивилизации) менее свойственно чувство политкорректности и они предпочитают «качать права» и «рубить правду-матку» в глаза и за глаза. Требуя внимания к деревенским нуждам, обострившимся за последние годы. Тем более, в отличие от местных аборигенов-пенсионеров, они более подкованы и продвинуты, что позволяет сдерживать баланс мнений сторон и «не играть в одни ворота». Именно благодаря их многочисленным «наездам» уставшие местные власти согласились на подобную встречу, дабы расставить все точки над i.
Что вынесли собравшиеся деревенские жители с этого первого схода. Во-первых, убедились, что имеющихся властных полномочий и необходимых рычагов для решения наиболее злободневных проблем у местного главы явно недостаточно. Правильнее будет сказано - нет вообще никаких!
Главным вопросом в повестке схода была критическая ситуация с загрязнением местной речки Полозовки отходами жизнедеятельности (по мнению жителей) расположенного неподалёку крупного агрокомплекса. В какие только инстанции в последние годы колодкинцы и жители окрестных деревень не обращались по этому поводу, но воз и поныне там! Присутствовавший на сходе эколог под откровенные усмешки присутствующих пояснила произошедшее изменение цвета воды в реке двумя факторами - наличием в верхней её части бобровых запруд (вследствие чего сильно изменился гидрохимический режим водотока), а также небывало жаркой погодой (из-за чего произошло изменение структуры воды и она побелела). При этом продолжив настаивать на отсутствии в реке превышающих нормативы вредных выбросов.
От основного плавно перешли к прочим (не менее важным) деревенским проблемам.
По словам главы, поскольку на борьбу с борщевиком область денег в нужном объёме не выделяет, рассчитывать в ближайшей перспективе на позитивные изменения не приходится. Правда, пообещал при этом периодически обкашивать обочины деревенской дороги. На резонный вопрос, а как быть с доступом к утопающей в зарослях борщевика трансформаторной подстанцией, на которой в прошлом году произошло возгорание (и к которой с трудом удалось добраться пожарным и электрикам), рекомендовал обратиться к районным энергетикам. К ним же он отправил и по вопросу не до конца осуществлённой лет пять тому назад замены деревянных опор линии электропередач на бетонные. Несколько таких столбов так и продолжают лежать на обочине дороги в ожидании своего часа…
Тут же родился ещё один вопрос. Сегодня все соседствующие с домами местных жителей заброшенные участки заросли деревьями, густой травой и борщевиком, становясь каждой весной источником повышенной пожарной опасности. Чтобы не повторилась ситуация 1951 года (тогда сгорело полдеревни!), необходимо ежегодное весеннее противопожарное опахивание (это как минимум!), до которой у администрации пока не доходят руки. Хотя это тот редкий случай, когда вопрос находится в зоне её ответственности. Глава пообещал проработать тему. Будем готовить письмо.
Ещё один актуальный вопрос - газификация деревни. В прошлом году обрадованные обещаниями президента и губернатора Рудени о грядущей газификации всех небольших деревень колодкинцы спешно бросились собирать соответствующие документы на подключение. Увы, ответ местного главы разочаровал: тот даже не стал комментировать полученный из областного правительства ответ о таких перспективах!
Следующую проблему чиновник обещал переадресовать районным дорожникам, которые время от времени оказывают «медвежью услугу» деревенским жителям: в ответ на их просьбы об обустройстве дороги (речь идёт о выравнивании покрытия и засыпке ям) те, словно в отместку, присылают грейдер, а тот просто-напросто снимает верхнюю часть дорожного покрытия, выворачивая утрамбованную доселе щебёнку. Возмущённые мужики пытались взывать к разуму тракториста, дело едва не дошло до рукоприкладства, но тот лишь отмахнулся: мне приказали - я сделал!
В конце схода колодкинцы посоветовали главе поселения: «Давайте жить дружно! И чаще встречаться!». Выразив тем самым надежду, что подобные сходы станут элементарной нормой жизни жителей небольших деревень. И что свет в конце туннеля прольётся на их самые сокровенные ожидания и чаяния...
Читайте мои предыдущие публикации на канале:
- Призывные медкомиссии в советских военкоматах: конвейер унижения и стыда
- А ну, Россию выручай, чудотворный иван-чай!
Уважаемые читатели, подписывайтесь на мой канал! Проявляйте уважение к автору и друг к другу, воздерживаясь от откровенных оскорблений, хамства и мата в комментариях!