Найти тему
История прошлого

‎Как советский чиновник стал одним из главных пропагандистов нацистов‎

Оглавление

Карл Альбрехт искренне верил в коммунистические идеалы. Однако, не помешало ему впоследствии верно и преданно служить Гитлеру.

"Мы, немецкие социалисты, ваши настоящие друзья! Наш великий вождь, Адольф Гитлер, несет освобождение вашей родине! Тысячи немецких рабочих и крестьян уже отдали свои жизни за вашу свободу!" Так писал один из самых видных пропагандистов Третьего рейха Карл Альбрехт в брошюре 1942 года под названием "Это социалистическое государство?", распространенной на оккупированных территориях.

Удивительно, что 10 лет назад этот же человек был одним из самых высокопоставленных советских чиновников, отвечавшим за всю лесную промышленность СССР. Как произошел такой резкий поворот?

Преданный коммунист

Карл Альбрехт (урожденный Лёв) вступил в ряды коммунистов сразу после окончания Первой мировой войны. В 1923 году, не найдя себе места в условиях глубокого кризиса, охватившего Германию, он прислушался к совету товарищей по партии и отправился в Советскую Россию, которая приветствовала иностранных специалистов.

Карл Альбрехт. 
Архивное фото
Карл Альбрехт. Архивное фото

Альбрехт, не закончив обучение по специальности "лесоустройство", поступил в сельскохозяйственный институт в Ленинграде. Ни незаконченное образование, ни ограниченный опыт работы, ни незнание русского языка не помешали невероятно трудолюбивому и амбициозному немцу, умевшему заводить полезные знакомства, сделать головокружительную карьеру: За несколько лет он прошел путь от рядового инженера лесного хозяйства до руководителя отдела лесной и деревообрабатывающей промышленности Рабоче-крестьянской инспекции.

Альбрехт отвечал за осуществление государственного контроля над одним из самых прибыльных секторов советской промышленности. Он руководил лесными инспекциями в разных частях страны и докладывал о результатах непосредственно высшим государственным чиновникам.

В 1930 году он совершил рабочие поездки в Скандинавию и Германию, откуда вернулся полным новых идей относительно модернизации советской лесной промышленности. По его мнению, основным препятствием для повышения ее эффективности было использование труда заключенных и депортированных, жестокую эксплуатацию которых он постоянно критиковал.

Карл Альбрехт настолько открыто выражал свое неодобрение методов управления в курируемом им секторе, что нажил себе много врагов среди своих высокопоставленных коллег. Семья известной немецкой коммунистки Клары Цеткин, с которой Альбрехт был очень дружен, однажды посоветовала ему быть осторожнее, чтобы в один прекрасный день его самого не отправили в Сибирь.

Михаил Пришвин. Фотография Государственный литературный музей
Михаил Пришвин. Фотография Государственный литературный музей

Со временем Альбрехт все чаще стал задумываться о том, чтобы покинуть СССР. Во время поездки на Дальний Восток в марте 1932 года он обратился в немецкое консульство во Владивостоке с вопросом о возвращении на родину, и вскоре после этого был арестован советскими спецслужбами как немецкий шпион.

После полутора лет заключения Карл Альбрехт был помилован и освобожден. "К нашему изумлению, однажды в 1934 году Альбрехт явился в посольство с просьбой о депортации вместе со своей русской женой и ребенком", - писал немецкий дипломат Ханс фон Херварт в своей книге "Против двух зол". "Он сказал, что его собственная работа привела лишь к разочарованию, что он не может понять чистки, что он сыт по горло Советским Союзом и хочет вернуться домой, несмотря на то, что у власти находятся национал-социалисты"

На службе Третьего рейха

Однако дома бывшего высокопоставленного советского чиновника не ждала страна молока и меда. Единственным источником дохода Альбрехта была небольшая пенсия по инвалидности, которую он получал за ухудшение здоровья, полученное во время Первой мировой войны.

Карл безуспешно искал работу в Турции. В отчаянии он уже готов был просить разрешения вернуться в Советский Союз, когда с ним неожиданно связалось рейх министерство народного просвещения и пропаганды Йозефа Геббельса. Альбрехт был завербован в организацию "Анти Коминтерн", которая координировала антисоветскую пропагандистскую кампанию.

Специалист по лесному хозяйству с его опытом многолетнего проживания в СССР и близким знакомством с устройством и функционированием советского общества стал ценной находкой для нацистских пропагандистов. Он начал активно выступать по радио и приступил к написанию главного труда своей жизни - книги "Социализм предан. Десять лет в качестве высокопоставленного государственного чиновника в Советском Союзе".

В книге, опубликованной в 1938 году, автор подверг резкой критике Сталина, "жидо-большевистских диктаторов" и созданную ими политическую и экономическую систему. К концу Второй мировой войны тираж этой, одной из главных пропагандистских работ в истории Третьего рейха, превысил два миллиона экземпляров.

Карл Альбрехт работал в Министерстве пропаганды до 1942 года, но его упрямый характер проявился и здесь. После разногласий с руководством он был переведен в организацию Тодта, которая вела строительные работы на оккупированных территориях и широко использовала для этого труд военнопленных.

Видя быстро растущее сопротивление Красной Армии, Альбрехт стремился изменить отношение к населению оккупированных территорий, а также к депортируемым в Рейх рабам-остарбайтерам. Он утверждал, что необходимо работать с русскими и действовать не как карающая рука, а как "руководящая и направляющая сила", улучшая условия их жизни для повышения производительности труда. По инициативе бывшего специалиста по лесному хозяйству были созданы предприятия, призванные показать пример правильного, по его мнению, использования советских военнопленных.

Немецкие пленные, захваченные американскими солдатами, на улицах Ахена. 
Keystone/Getty фотография.
Немецкие пленные, захваченные американскими солдатами, на улицах Ахена. Keystone/Getty фотография.

Привычка Альбрехта открыто высказывать взгляды, которые не всегда совпадали с общей линией партии, не позволяла ему долго оставаться на одном месте. В 1944 году Карл попал в Ваффен-СС, где занимался пропагандистской работой среди военнопленных и восточных добровольцев. В последние дни войны ему присвоили звание штурмбанфюрера СС и дали командовать батальоном, с которым он впоследствии сдался американцам.

Бывший советский чиновник, превратившийся в нацистского функционера, был освобожден через два года. Ему удалось избежать более серьезных последствий благодаря своим "усилиям в защиту русского народа". Карл Альбрехт поселился в Западной Германии и практически до последних лет своей жизни продолжал заниматься антикоммунистической пропагандой.