Матриархат – вполне реальное будущее человечества. Интересно, что и наше прошлое – матриархальная культура. Об этом нам напоминают археологические находки, а также мифы, единые для многих народов. Реально ли, что современный феминизм трансформируется в такую форму?
Павел Волчков. Исполнительный директор Центра живых систем, заведующий лаборатории геномной инженерии МФТИ, Директор института персонализированной медицины ФГБУ "НМИЦ эндокринологии" Минздрава РФ очень подробно раскрывает тему мужского и женского с точки зрения эволюции в нашем эксклюзивном спецвыпуске.
Реально, как реально и то, что спустя несколько сотен или тысяч лет наступит неизбежный откат к патриархату. Однако сегодня даже футуристы не берутся строить прогнозы дальше, чем на 100 лет вперед. Виной всему цифровая революция. Если фантасты начала 20-го века более или менее точно угадывали, куда пойдет развитие техники – телефоны с возможностью видеозвонка, летающие агрегаты, фантастическая одежда. Сегодня ситуация меняется каждый месяц, каждый день. И какие-то тенденции можно отслеживать, но они носят слишком глобальный характер, а часть – очень непредсказуемы, с ними человечество еще не сталкивалось.
Однако часть памяти стереть невозможно. По сути, иногда психология борется с тем, что помогало выжить нашим предкам, но мешает жить современникам – например, тревожность. Так, это качество помогло убежать или услышать хищника, избежать ядовитого растения и т.д. Теперь же, в сравнительно безопасном мире, а также мире, где люди уже устали боятся, тревожность выматывает. Хронический стресс – тоже явление современного порядка. А вот феминизм – гибридное явление между историческим явлением и современной реальностью. Истоки феминизма – в мифах о первородной богине, о матери-Вселенной. Недаром у нас даже ребёнок называется до рождения плодом, а посевная ассоциируется с процессом зачатия. Вообще по мифам можно изучать не только психологию, но и социологию, биологию, историю, географию и др. науки.
В таком ключе – в ключе матриархата – современные браки бессмысленны. Все то, к чему пришло человечество – моногамия в браке – социокультурное явление, но никак не биологическая потребность. Часто в пример моногамии в животном мире приводят лебедей или лисиц. Однако это единичные случаи, и они как раз-таки призваны сохранить самцов в популяции. Как раз биологически самцы не могут жить рядом друг с другом, находясь в постоянной конкуренции за самок. И чтобы в брачных битвах не погибнуть, был изобретен самой природой механизм моногамии. Это, конечно, очень удобно, но спорно с точки зрения генетического разнообразия. При матриархате, где роль женщины опять-таки сводится к рождению детей, нет необходимости соблюдать моногамию в браке, - женщина и так ставится в главное положение, но преимущество у женщин детородного возраста. При наличии детей система снабжает ее всем необходимым, а когда женщина выходит из репродуктивного возраста, она сама становится на службу системе и новым поколениям матерей. В современном обществе подобное решается женской полигамией, которая, кстати, зафиксирована в некоторых культурах, где мало женщин и они ценны именно своей детородной функцией, а никак не умением поддерживать очаг и чистоту в жилище.
То, на чем психологи стараются удержать современные браки в благополучном «золотом миллиарде» - это любовь. Попытки доказать как женщинам, так и мужчинам, что им необязательно вступать в брак из-за потребностей рожать детей, но это логично, если есть понимание, что это «твой» человек. Брак удобен и выгоден государству. Здесь можно долго говорить об экономической зависимости человека, однако это не предмет нашей дискуссии. Феминизм, который изначально призывал дать женщинам общепринятые сегодня права, пытается пройти дальше и дать женщинам ряд преимуществ. С этим борются не только мужчины, которые порой из-за «женской квоты» не могут получить место в вузе или должность в компании, но и некоторые женщины, которых вполне устраивает роль матери, жены и домохозяйки.
Последние же десять лет наметилась новая тенденция – когда очевидно и из-за феминизма женщины стали рожать мало детей или не рожать их вообще. В этом случае на смену целым нациям начинают приходить традиционные общества через мигрантов. Здесь нет новых старых идей про матриархат, и положение женщины крайне незавидно, однако именно здесь рождается огромное количество детей, и роль женщины опять-таки сводится к воспитанию нового поколения. Можно ли считать подобное матриархатом? Нет, поскольку роль женщины сводится к бытовому обслуживанию семьи без возможности заявить о своих желаниях и потребностях.
Однако история тем и хороша, что она объективна. И сегодня мы получаем именно такую реальность – возвращение силы традиционных патриархальных обществ, а виной тому, как ни странно, - феминизм.
Интересно, что при всей социальности человека современные условия больших городов и социальной интернет-изоляции приводят к тому, что люди научаются жить в одиночестве. Наиболее ярко это явление представлено в самых развитых странах – Японии и странах Скандинавии. Вырастают поколения, которые уверены, что одинокая мать может вырастить ребенка. Такой параллели для мужчин нет, поскольку женщина может родить «для себя», мужчины же лишены такой возможности. Отсюда споры о репродуктивном насилии в сторону мужчин. В итоге мы имеем очень кривые современные формы социальных явлений, которые сами себя загоняют в угол и ведут к исчезновению целых наций.
Если статья понравилась, пожалуйста, поблагодари нас лайком и подпишись на канал!