Противостояние США и СССР в годы Холодной войны дало истории немало красочных историй шпионского противостояния, готовых стать основой для голливудских боевиков и триллеров.
Тем не менее, даже в этом разнообразном ряду история Юрия Носенко выделяется. И не только потому, что её главным героем стал сын известного советского чиновника, но и потому, что к окончательному выводу по её сути учёные не смогли прийти до сих пор.
Происхождение Юрия Носенко
Юрий Носенко родился в 1927 году. Его отец был крупным министром-хозяйственником СССР, в годы правления И. Сталина возглавлял несколько экономических министерств, в то числе важнейшее Министерство транспортного машиностроения. За свои трудовые подвиги был награждён орденами и медалями, в том числе звездой Героя Социалистического Труда.
Сын Юрий, по свидетельствам очевидцев, рос довольно избалованным мальчиком, пользовался покровительством отца для поступления в престижный вуз и дальнейшего продвижения по службе. Постоянно влипал в неприятные для имиджа его отца истории.
Так, в 1947 года Юрий женился по совету отца на Августине Телегиной – дочери друга К. Жукова, генерал-майора К. Телегина. Брак был очень выгоден, но в итоге обернулся большими неприятностями. В 1948 году генерал был арестован, и между семьями Телегиных и Носенко началась вражда.
Августина писала письма даже главе правительства Г. Маленкову с просьбой разобраться в ситуации. Она обвиняла мужа в избиениях и неуплате алиментов после развода. Тем не менее, скандал решили замять.
На службе
Начинал службу Юрий Носенко по протекции отца в Министерстве иностранных дел, однако в 1953 году он перешёл в Комитет Государственной Безопасности, во 2-е Управление.
Побег
Летом 1962 года Носенко сопровождал советскую делегацию во время переговоров о сокращении вооружений в Швейцарии. Именно там он вышел на контакт с ЦРУ, причем повод был весьма необычен.
Так, он написал, что задолжал местной проститутке тысячу франков, которых у него нет. Он просил американцев погасить этот долг в обмен на некоторые сведения.
В январе 1963 года, во время очередной поездки, Юрий Носенко снова вышел на связь и заявил, что КГБ его раскрыло и отзывает в Москву. Он попросил убежища в США, которое ему и было предоставлено, но не сразу. Агента тайно вывели в США.
Не в то время, не в том месте
1960-е гг. в истории ЦРУ США были чёрным временем. Возглавлял контрразведку целеустремлённый, но абсолютно не заворачивающийся гуманными ценностями Джеймс Энглтон. Незадолго до бегства Носенко в США сбежал ещё один агент – Голицын, заявивший, что скоро в ЦРУ будет внедрен очередной «крот».
Этим «кротом» вполне закономерно считали Носенко. Кроме того, незадолго до этого был убит президент США Джон Кеннеди, и спецслужбы прикладывали все силы к тому, чтобы распутать нити преступления. Оной из основных версий убийства было вмешательство СССР.
Потому мечты о жизни на Западе рассыпались, как карточный домик. Советского агента более 5 лет держали на закрытых территориях, плохо кормили, допрашивали и даже пытали. Уже в 1970-е гг. он начал судиться с ЦРУ по поводу бесчеловечного отношения и выиграл дело, остудив компенсацию в 80 тысяч долларов.
Перебежчик?
Окончательно прийти к выводу о сущности побега Ю. Носенко не удалось. Официально ему был предоставлен статус «искреннего» перебежчика, однако на деле идеологического мотива Юрий не высказывал.
Другая версия, озвученная бывшим американским агентом Теннентом Бэгли, гласит, что Носенко был внедрён специально, чтобы отвлечь внимание американцев от внедрения действительно важного крота. Никаких важных сведений Юрий передать не мог в силу своего не самого высокого статуса в организации.