Вечные постулаты: чему мы можем научиться у первого политолога, философа и циника Макиавелли?
В данной статье мы продолжаем извлекать практическую пользу из работы флорентийского мыслителя Никколо Макиавелли и разбираемся, какие из изложенных в «Государе» постулатов можно использовать в XXI веке.
КЛАССИКА ВСЕГДА В МОДЕ
Труд Макиавелли можно считать первой в своем роде работой, которая обозревала политику с критических, рациональных позиций. Так или иначе, политика – это всегда, без исключения, взаимодействие и борьба с другими людьми.
В этом случае, нам очень помогут главы 18 и 25, в которых Макиавелли затрагивает не столько вопросы построения эффективно функционирующего государства, сколько проблемы управления другими людьми, взаимодействия с ними, вопросы уважения и обещаний.
Этот труд может быть полезен руководителям любого рода, предпринимателям и начальникам, или же тому, кто хочет лучше разобраться в том, как работает политика.
Глава 18: «Из всех зверей пусть государь уподобится двум: льву и лисе».
Одно из наиболее спорных утверждений философа.
В данной главе Макиавелли даёт свой ответ на вопрос о том, почему государь не должен всегда держать своё слово.
Историю чаще пишут мерзавцы и моральные уроды, нежели честные и открытые люди, потому что в политике последние долго не живут.
Но интерпретируя этот постулат для простых людей, можно утверждать, что соединив в себе хитрость лисицы и силу волка, человек способен добиться очень многого, используя обман, ложь, и прочие закулисные игры.
При этом Макиавелли не считает обман единственной эффективной мерой – это лишь один способ из их великого множества, где также есть место чести, храбрости и верности.
Значительная часть людей, с которыми мы взаимодействуем в течение жизни, никогда не увидит самые тёмные закоулки нашей личности.
Макиавелли в этом случае советует проявлять самое настоящее лицемерие – для широкого круга людей необходимо выглядеть настолько положительно, насколько это возможно, ведь внушить незнакомцам уверенность в чистоте ваших помыслов куда легче, чем тем, кто хорошо вас знает, а последние всегда оказываются в меньшинстве.
Глава 25: «Судьба являет свое всесилие там, где препятствием ей не служит доблесть, и устремляет свой напор туда, где не встречает возведенных против нее заграждений».
Постулат также можно в какой-то степени описать фразой «Надейся на лучшее, готовься к худшему».
Вопрос приверженности фатализму Макиавелли в этой главе подвергает критике, нежелание стремиться управлять своей судьбой философ видит как слабость и неспособность взять на себя определенную ответственность.
Хотя в наше время это утверждение принимается как данность, в годы жизни философа это было не так очевидно.
Никколо считал, что во власти человека находится около половины вверенных ему дел, что в принципе немало.
В книге он сравнивает это с потопом, который куда чаше приносит разрушения туда, где к его приходу никак не подготовились.
Главным инструментом для привлечения фортуны и, если угодно, ключом к выживанию Макиавелли видит способность отвечать и адаптироваться под условия своего времени.
Удача любит упрямых, но достижение успеха за счет этого не может считаться постоянной мерой, если человек желает сохранить и преумножить успех, он должен изменить себя и методы своей деятельности таким образом, чтобы как можно лучше использовать особенности своей эпохи.
Нет необходимости говорить, что в 21-ом веке способность подстраиваться под постоянно меняющийся мир стала более актуальной, чем когда-либо до этого.
Был ли Макиавелли прав в своих суждениях? Должен ли человек в своей деятельности руководствоваться лишь рациональными и честолюбивыми соображениями?
Автор: Дмитрий Берегов, подписчик канала Хакнем
Часть 1