Сколько Света себя помнила, её мать была помешана на чистоте. Вытирать пыль и мыть пол - каждый день кроме понедельника и пятницы. Генеральная уборка, когда двигалась мебель, а ковры выносились на улицу, чтобы как следует пройтись по ним выбивалкой - раз в неделю, по субботам. Мать отдавала распоряжения: кому и что делать, и Света с сестрой всю первую половину субботнего дня бегали по квартире с тряпкой, стараясь не пропустить ни пылинки. Отец благоразумно уходил к приятелям, чтобы его не припахали, так что все работы по поддержанию чистоты легли на плечи девчонок. Мать давала указания и следила за исполнением.
Когда всё было убрано, сёстры звали мать, и она проверяла качество выполненной работы. Проводила пальцем по полкам, внимательно смотрела насколько чистые полы, требовала, чтобы отодвигали шкаф, чтобы проверить, а вдруг там осталась лежать пылинка. Как правило, что-то, да находилось. Тогда следовал строгий выговор "Лентяйки, кому вы нужны будете, кто вас замуж возьмёт", и девочки начинали всё заново. Мать считала, что девочки должны "уметь делать все женские дела" и добилась того, что сёстры научились убирать помещение настолько безупречно, что их с радостью взяли бы горничными в самый лучший отель.
Уборка обставлялась различными ритуалами: пол надо протирать не абы как, а специальной тряпкой, и в правильном направлении. Швабра называлась "лентяйкой" и мыть ею полы категорически запрещалось. Только руками, только хардкор! Окна протирались только газетой, по другому никак. Пылесосы - для лентяев, ими не добьёшься идеальной чистоты.
Попытки бунта карались незамедлительно охаживанием мокрой тряпкой по лицам бунтарок, поэтому в квартире всегда было идеально убрано. Да и как иначе, ведь люди бы попросту не поняли, почему в квартире, где живут три женщины, не царит хирургическая чистота.
Светлана уехала из дома сразу после школы. Она поступила в университет, устроилась работать официанткой, и вздохнула с облегчением. Теперь не надо в свой выходной вскакивать рано утром, и бегать по квартире с тряпкой! Работа её не напрягала так, как вроде бы несложные телодвижения по поддержанию чистоты в квартире.
А сестра осталась с родителями, и теперь в одиночку вывозила на себе всю уборку. Замуж вышла поздно за мужика, который её ни во что не ставил, ведь она же неумеха, на которую никто не польстится! И теперь она в глубине души была искренне благодарна мужику, что взял такую в жёны.
А Светлана считала, что ей с мужем повезло. Он спокойно относился к пыли по углам, и грязным полам. Жена ненавидела уборку, и занималась ею, когда полы начинали прилипать к ногам, а на толстом слое пыли можно было рисовать рожицы. И то, очень долго заставляла себя. В конце концов они купили дорогой робот пылесос, и вздохнули с облегчением. А ещё они завели собаку. Девушка давно мечтала о животном, но ведь "от них столько грязи". В семье мужа всю жизнь жили домашние животные, и он был очень рад, что жена тоже мечтает о собаке.
-Совсем спятили? - изумилась мать, - Или денег вам девать некуда? он же вам всю квартиру загадит. Видимо, моё учение впрок тебе не пошло.
-Как это не пошло? - удивилась Светлана. - Ещё как пошло! Я ненавижу уборку. Меня трясёт, ещё когда я только начинаю р ней думать.
-Да, я видела, во что ты превратила квартиру, - вздыхала мать. - Перед людьми стыдно.
Светлана не любила бывать у родителей, но на 50-летний юбилей матери пришлось поехать. Она зашла в квартиру, в которой не была с тех самых пор, как уехала в 18 лет, и поразилась количеству пыли на поверхностях. Немытая посуда валялась в раковине, а грязные полы прилипали к ногам. Видимо, родители любили чистоту, но только тогда, когда её создавали чужие руки. А может, дело было совсем не в чистоте.