Найти в Дзене
Мифы и тайны истории

Ядерный буксир "Зевс" в 2030 г.? - Россия снова - первая в космосе?

Оглавление

В последнее время много ворят о российском ядерном космическом буксире. Насколько он нужен, выведет ли Россию снова в лидеры космонавтики?

1. Космический буксир - что за фейки с названием?

-2

Для начала разберёмся, почему все путаются с названием - "Зевс", "Нуклон" или "Зевс-Нуклон"?

Когда корпорации поручают опытно-конструкторскую тему, этой теме присваивается название, в данном случае - "Нуклон-АП".

-3

Сам же космический буксир называется "Зевс", а не "Нуклон", как пишут многие.

2. Каков сам по себе буксир?

-4

Судя по последней модели буксира,

состоять он будет из 2-х частей - транспортно-энергетического модуля (ТЭМ) и модуля полезной нагрузки (МПН).

3. Транспортно-энергетический модуль

-5

ТЭМ массой 35 т. будет выведен РН «Ангара-А5В» с грузоподъёмностью 37,5 т. на НОО на радиационно-безопасную орбиту высотой не менее 900 км и наклонением 51,7°.

-6

Всё чаще встречается такая модель "Зевса".

-7

Общий принцип работы ТЭМ.

-8

Его двигателем (устройством, вырабатывающим энергию) или ЯЭУ (ядерным энергетическим устройством) будет высокотемпературный газоохлаждаемый реактор на быстрых нейтронах, выдерживающий температуры до 1500 К. Теплоноситель - гелий-ксеноновая смесь. Капельный холодильник-излучатель, турбокомпрессор, трубы из молибденового сплава для рабочих органов системы и защиты реакторной установки. ЯЭУ в составе ТЭМ должна обеспечивать выработку электроэнергии с мощностью 500 кВт, из которых до 450 кВт будут потребляться МПН. Онако, 25 января 2022 г. генконструктор РКК "Энергия" Владимир Соловьев, на Королёвских чтениях в Москве сообщил, что в России ведется разработка космического ядерного буксира мощностью до 6 мегаватт (МВт).

-9

Высокооборотный турбокомпрессор-генератор для энергоблока ТЭМ.

-10

Испытательный стенд всей установки.

-11

Движитель - ионный ИД-500 с удельным импульсом для межпланетных перелётов 7000 секунд, турбомашинное преобразование энергии для экономии общей массы комплекса. 13 мая 2022 г. штатно прошли очередные испытания с температурой рабочего тела на входе в турбину более 1200К и частотой вращения 34000 оборотов в минуту. В последующих испытаниях планируется выйти на проектные 60000 оборотов в минуту. Ведётся работа над лопатками турбин, рассчитанными на ещё большую температуру рабочего тела - до 1500К и выше. Специалисты рассматривают несколько материалов-кандидатов: от спецсплавов до керамики и композитов, что позволит значительно уменьшить площади панелей теплосброса. Разработчик - ГНЦ ФГУП «Центр Келдыша».

-12

Испытания движителей ИД-200 и ИД-500.

-13

На орбите ТЭМ ожидают трансформации: он должен уместиться в головном обтекателе РН, а потом "раскрыться".

-14

Уже сейчас происходит сборка отдельных элементов ТЭМ и их испытания. Видно, что основой ТЭМ является цилиндрическая конструкция - силовые элементы, позволяющие удалить ЯЭУ от полезной нагрузки на максимальное расстояние в десятки метров.

-15

Вот здесь видны кадры с испытаний в "Арсенале" трансформации - как одну цилиндрическую часть конструкции пробуют вытаскивать из другой.

-16

Более сложный вариант испытаний.

-17

На эту основу навешиваются внешние элементы, которые хорошо видны на рисунках.

-18

Так, судя по всему, часть конструкции выглядит в собранном виде. Собранные радиаторы-излучатели для сброса избыточного тепла в космос.

-19

Ведётся сборка и других элементов конструкции ТЭМ.

-20

Видимо, изучают вот эту часть установки.

-21

Макет двигательной установки также готов и испытывается - на фото.Судя по всему. кто-то неверно подписал фото - мне кажется, что это - один и тот же блок в разобранном (справа) и собранном (слева) вариантах.

-22

Вот он на модели.

4. Модуль полезной нагрузки

МПН будет намного меньше и легче ТЭМ, потому его планируют запустить РН «Ангара-А5» с грузоподъёмностью 25 т. на НОО.

5. Модификации вдогонку

На картинке оба варианта летят в разные стороны: №1 летит ВПРАВО, №2 - ВЛЕВО
На картинке оба варианта летят в разные стороны: №1 летит ВПРАВО, №2 - ВЛЕВО

Ещё не готов полностью сам аппарат, а ему уже готовят модификации. 5 апреля 2022 г. на открытом научном семинаре Госкорпорации «Росатом» «Управляемый термоядерный синтез и плазменные технологии» было заявлено, что Троицкий ТРИНИТИ планирует к 2024 г. завершить разработку прототипа плазменного ракетного двигателя взамен испытываемому ионному ИД-500. Их планируют применять на последующих версиях ТЭМ или при его апгрейдах.

-24

22 июля 2022 г. Владимир Кошлаков (гендиректор Центра Келдыша) в интервью РИА Новости сказал, что продолжаются работы над холловскими и ионными двигателями при условии их применения в рамках 1-й планируемой миссии ТЭМ в 2030 г. Эксперимент «Капля-2-2» намечен на 2024 г., и в случае подтверждения создания замкнутого контура охлаждения (генерация капель - улавливание в приёмнике), можно будет приступать к строительству штатного изделия. А реализации такой технологии позволит в дальнейшем увеличить мощность минимум вдвое. Для защиты радиаторов охлаждения от микрометеоритов в Центре Келдыша ведётся отработка использования самовосстанавливающегося материала. Он обладает высокой скоростью залечивания - меньше, чем за секунды может устранять дефекты размерами 1-3 мм. Когда такой материал чем-то пробивается, он становится не хрупким, а пластичным, а образованное отверстие постепенно затягивается.

6. Способ эксплуатации

Полёты на "Зевсе" будут сильно отличаться от полётов на предыдущих аппаратах.

7. 2 первые миссии "Зевса"

В 2022 г. исполнительный директор "Роскосмоса" Александр Блошенко заявил, что:

1) 1-я миссия ("лунная") буксира состоится в 2030 г., ТЭМ и МПН будут выведены на НОО с космодрома "Восточный". Затем будет проведена стыковка и осуществлён облёт Луны и возврат к Земле. Перелёт с околоземной орбиты комплекса на орбиту Луны с полезной нагрузкой до 10 т. займёт около 200 суток.

2) 2-я миссия ("венерианско-юпитерианская"). После стыковки ТЭМ на НОО Земли с другим МПН «Зевс» полетит в сторону Венеры, совершит там гравитационный маневр и направится к спутникам Юпитера. его задачей станет поиск жизни на спутниках Юпитера. В планах "Роскосмоса" - изучить атмосферу, магнитосферу и внутренние источники энергии Юпитера, подлёдные океаны Европы и Ганимеда. Длительность миссии оценивают в 50 месяцев, она завершится в 2034 г. Да, и чтобы было понятно - о пилотируемом полёте никто не говорит. Это - автоматическая миссия.

После того, как ресурс ЯЭУ (около 10 лет), будет исчерпан, ТЭМ будет переведён на орбиту захоронения. Учитывая, что 2 первые миссии займут 4 года, хватит модуля на 2 такие миссии и работу на маршруте к Луне в течение 2-х лет.

Подведём итоги: мы пока опережаем США и других конкурентов в создании этого инновационного проекта, который способен перевернуть все представления о перелётах космических аппаратов внутри Солнечной системы. Выйдя на серию, мы сможем изготавливать ТЭМы уже серийно, снижая их стоимость и развивая их возможности. Ни в к оем случае нельзя прекращать или снижать темп работ в этом направлении - Россия может вернуть себе владение передовыми технологиями в космосе, что и на Земле принесёт результаты.

Бонус для дочитавших: видео про наш буксир "Зевс".

Смотрите мои публикации, ставьте лайки и подписывайтесь на мой канал, а я постараюсь и далее разбирать с непривычных точек зрения подобные исторические ситуации.

Автор: Глеб Алексушин