Найти тему

Школьным методистам. И учителям.

Продолжу демонстрацию картин В.Куша."Дневник открытий"
Продолжу демонстрацию картин В.Куша."Дневник открытий"

Видела, что заинтересовались предыдущими статьями по методике преподавания немногие, но... они есть. Для них и пишу. Вот некоторые формы методической работы, которые мне понравились. Оговорюсь, что многих учителей искренне жалко из-за дикой загруженности. И требовать от них - за гранью разумного. но если учитель "возрастной" и старательный, ему достаточно прослушать. А вот если молодой и нет времени, сначала давать советы и проводить обучение надо проводить сразу после урока один на один.

1. Сейчас, наверное, можно повторить все УУД по ФГОСу и понятия функциональной грамотности. По крайней мере, с молодыми. Советую дать распечатку с характеристиками каждого понятия и попросить определить проблемы их сформированнности на примере мультика из серии про Машу и Медведя. Помните серию, где в гости приезжает китайский медвежонок и учит лепить китайские пельмени? Там есть все виды. Занятие проходит на «ура».

2. Много эмоциональных откликов на требования ФГОС к структуре урока. Думаю, у всех были разной формы мероприятия на эту тему. Отвергая эти требования, учителя приводят самые разные оправдания: обоснованные и не имеющие никакого обоснования. Наша задача – не мытьём, так катаньем заставить знать необходимую схему, чтобы в конце концов при проверке каждый был готов.

«Унесенные ветром»
«Унесенные ветром»

Неожиданным и эффективным оказался семинар (можно и как часть педсовета) по проблемам соответствия формата уроков структуре ФГОС. Заранее , объявив тему семинара, дайте учителям ещё раз схему урока (чтобы потом не говорили, что не знали). Предупредите о том, что в течение 2-х дней возможна 3-5минутная съёмка во время урока. Начинайте съёмку с начала урока и не пропустите концовку, меняйте класс через каждые 3-4 минуты. Записывая эти небольшие фрагменты урока, отмечайте, какие это минуты урока. При подготовке обсудите с учителем выбор формы работы на просмотренном этапе урока: вдруг сегодня требуется другая схема?

На самОм мероприятии при повторении структурных элементов урока вы предварительно обсудИте, что должно быть на том или ином этапе урока, – и показывайте соответствующий снятый эпизод., учитель комментирует. Таким образом все увидят и осознают общие и собственные проблемы, а может, вы вместе порадуетесь, какие все молодцы. Только не преследуйте цель наказать, унизить. Зачем вам конфликты, которые приведут к потере специалиста? Где ж взять другого?

3. Проблемным моментом в проведении урока чаще всего является этап «актуализации знаний». Многие сводят эту работу к сухой констатации факта выполнения Д/З. Пусть меня закидают тапками, считаю абсолютно неээфективным использование времени на чтение (ещё и со слайда) различных афоризмов, стишков, особенно на уроках естественных наук. Больше пользы принесёт заполнение кроссворда на основе изученных терминов. Я бы посоветовала ещё и индивидуальную работу для слабых ( их проверяют и по возможности объясняют сильные ученики) и для остальных: письменные вопросы по тем аспектам изученного, которые необходимы при изучении нового или диалоги по составленным дома планам.

 «Разводной мост»
«Разводной мост»

Изучение и освоение приёмов этого этапа может стать темой методической работы на полугодие. Только во избежание возмущений, что некогда, дайте небольшую памятку о возможных способах. Пусть изучат, добавят, покажут свои находки в формате «панорамы» (см.здесь). Когда же объявите, что тогда-то и тогда-то посмОтрите внедрение тех приёмов, что, по мнению учителя, наиболее эффективны, будьте уверены, уже освоят и покажут.

4. Наиболее непонятным и неиспользуемым является этап постановки проблемы урока. На фоне резкой любви к приёмам повышения уровня функциональной грамотности и к применению практико-ориентированных упражнений овладение (отработка) этих навыков будет очень актуальна.

Сначала полезно провести анкетирование: как относятся к этому элементу структуры урока и есть ли знания о возможных приёмах и опыт внедрения. Почти у всех, думаю, будет отрицательный мотив в ответах.

Ветер странствий.
Ветер странствий.

На методобъединении сначала надо помочь осознать необходимость овладения этим навыком. НА ПРИМЕРАХ!! НА СРАВНЕНИИ!! А не на основании зачитанных докладов. В этом случае заранее находила видеоуроки в интернете, которые бы помогли сравнить и привести учителей к выводу эффективности этого этапа. Смотрели и критиковали или брали на заметку.

Потом придумывали проблемные ситуации и проблемные вопросы, которые заставят учеников в течение объяснения искать ответ на заинтересовавший их вопрос. Например: перед уроком о воде как источнике жизни учителем был задан вопрос: почему учёные обрадовались, что на Марсе нашли лёд? На других уроках – Почему отменили законы о наказании женщин за рождение ребёнка, имеющего отличия от родителей (разговор о генетике)? Почему назначили лечение по такому-то рентген-снимку или по таким-то показателям? А по химии тут на каждом шагу связь с бытом, сам бог велел. Помню, на одном уроке в школе, где не было почти реактивов, на уроке о кислотах учительница искала ответ на вопрос о воздействии кислоты на организм человека через понимание особенностей кислот на примере газированной воды и уксуса. Кроме знаний о свойствах кислот, ЗОЖ был обеспечен. Со временем все учителя научились ориентироваться в подборе эффективного приёма. Уверена, что не всегда они это используют вследствие нехватки времени или из-за несоответствия задачам урока, но они смогут сориентироваться в необходимый момент.

ГЛАВНОЕ- в конце должен прозвучать ответ на вопрос!!! Пусть следят за этим. Ну, и вы, конечно.

Самое интересное, что это – давно забытый старый приём.

Плюсы и минусы.
Плюсы и минусы.

Не знаю, как у вас в вузах, а нас (я училась ещё в Свердловске в 70-е годы) тщательно учили правильно формулировать вопросы и убедили в нужности этого навыка. А несколько лет спустя я была на встрече с Ильиным (знаменитым учителем литературы) и могу сказать, что одна из основ его методики была именно эта – постановка «захватывающего» вопроса. Перед началом работы с текстом ( он брал для подробного анализа только отрывок, но в выводе подводил к пониманию всего текста и замысла автора) он задавал вопрос, связанный с бытовыми проблемами. Кое-что мне казалось как-то не очень, тем не менее запомнилось как образец… Например, разбор романа Чернышевского «Что делать?» (тогда ещё учили) он начинал с вопроса « Как бы вы отнеслись к измене жены/мужа?» Как-то так.

Очень советую потренироваться! Пусть парами придумают, расскажут друг другу – кому что понравится, тот себе возьмёт на заметку. Научатся - будут благодарны. Здесь подробно по уроку. и здесь. Это было написано для молодых учителей,но, может, помогу ещё и тем, кто постарше.

На сегодня хватит.

Если читающий ненавидит племя методистов, воля ваша; доля правды в ваших взглядах есть. Но не закидывайте камнями. Мне интересен взгляд тех, кто в какой-то жизненной ситуации стал на эту стезю и должен учить учителей. Конечно, отношение учителей тоже интересно.