Одиночество - это болезнь, очень гордая и на редкость вредная.
(Эрих Мария Ремарк «Земля обетованная»).
Когда теряешь свои очертания в серой дымке заурядного материала, когда нет возможности вытянуть из текста хоть что-нибудь действительно олицетворяющее человека настоящего, чувствуешь себя одиноко среди коллег, которым, судя по всему норм. Я в тупике. Мне все сложнее становится искать смысл в происходящем, порой становится невозможно любить кино, прибывая в мясорубке псевдобезденежья в угоду набивания кошельков продюсеров, бесконечного усечения бюджета, увеличения выработки до невообразимого максимума и пренебрежения видением режиссёра. И даже, - внимание, да, мы живем в материальном мире, - обмана, влекущего за собой невыплаты зарплат членам съёмочной группы и актерам, которые не спали, толком не ели, учили полотна бездарных текстов, в попытке отыскать в них смысл, оправдать целесообразность и верить, что людям, стало быть, и такое нужно и тд. Реальность такова. Я с ней борюсь. Но в этой борьбе одиноко.
В такие кризисные моменты я непременно возвращаюсь к деятелям искусства, которые воспитывали и продолжают воспитывать мой вкус, расширяют кругозор, раскрывая в своём творчестве важные, щекотливые темы.
Сегодня я хочу забыть о рутине и перечислить своих любимых художников, в творчестве которых главенствующие позиции занимала тема одиночества. Тема, интересующая меня, тема моих исследований в области кино и литературы, тема благодатная и неисчерпаемая. Я уверена имена эти знакомы многим, они на слуху: Винсент Ван Гог, Эдвард Мунк, Макс Бекман, Фрида Кало, Джорджо де Кирико, Эдвард Хоппер, Отто Дикс, Хаим Сутин и Фрэнсис Бэкон.
Крайне распространено среди художников использовать в качестве основного материала для произведения автобиографичные мотивы, это, на мой взгляд, самый честный путь в творчестве. В 19 веке художники начали открыто рефлексировать в искусстве.
Искусство испокон веков обеспечивало связь между духовным и материальным, но до конца 19 века художники придавали большее внимание внешним составляющим объектов, их форме. В конце 19 века, например, Ван Гог и Мунк начали активно воплощать в картинах свои внутренние переживания, зачастую не самые удобные для общей массы людей, те, которые принято скрывать. Страх и одиночество пронизывают буквально каждую работу художников.
Ощущение беспокойства, а порой и панической атаки, отсутствие веры в завтрашний день, чувство отчужденности, экзистенциальной потерянности среди суеты мира. Основной причиной тому то, что в результате войн и общественных распрей привычная картина мира пала. Реалисты и сюрреалисты в своих картинах исследовали психиатрический феномен одиночества, как патологии, почти помешательства.
Отдельно хочу отметить Эдварда Хоппера (1882 - 1962) к которому я все время возвращаюсь в поисках вдохновения именно для своих киноработ. Мизансцены в его картинах настолько точно и многослойно отражают уязвимость человека в его беспробудном одиночестве среди ночных витрин больших городов, в пустующих интерьерах, в стерильной красоте безликой минималистичной архитектуры, меняющей личины в лучах заходящего солнца, в эгоцентричности рассвета, как бы мимикрируя, маскируя свою бестелесность и пустоту.
И ещё один, совсем другой, англичанин Фрэнсис Бэкон (1909-1992) который ушёл ещё дальше и глубже в изучении природы страха, искажая фигуры, выворачивая наизнанку, подчеркивая их замкнутость в формате, усиливая изолированность, практически лишая реалистичного фона, оставляя своему человеку, как бы расчлененному и небрежно сшитому карающим божком, лишь шаткую табуретку в обратной перспективе.
(Ниже картина Эдварда Хоппера «Нью-Йоркский кинотеатр» (1939)
#живопись #изо