Найти в Дзене
джазовые пластинки

Коротко. John Lewis Orchestra U.S.A. - Sonorities (Columbia, 1965)

В 1962 году пианист крайне успешной группы 'The Modern Jazz Quartet' Джон Льюис предпринял возможно наиболее яркую и успешную попытку соединить джазовую и классическую музыку в проекте, получившем названием 'Orchestra U.S.A'.

Альбом проекта 'Orchestra U.S.A.' 'Sonorities', выпущенный на лейбле Columbia в 1962 году
Альбом проекта 'Orchestra U.S.A.' 'Sonorities', выпущенный на лейбле Columbia в 1962 году

Явление это, напомню, за некоторое время до того получило запоминающееся название 'третье течение' (Third Stream), по аналогии с представлениями о классической музыке, как первом течении и джазовой музыки, как течении втором. Автором термина стал Гюнтер Шуллер, который на первой пластинке оркестра занимал место дирижера.

Авторы пластинки дирижер Гарольд Фарберман (слева) и пианист-композитор Джон Льюис (справа)
Авторы пластинки дирижер Гарольд Фарберман (слева) и пианист-композитор Джон Льюис (справа)

Несмотря на определенную востребованность у публики (концерты оркестра проходили на лучших площадках от Карнеги-холла до зала нью-йоркской филармонии) продолжался праздник недолго - уже в 1965-м, после нескольких сезонов и трех выпущенных пластинок проект пришлось закрыть.

Два альбома успели выпустить на лейбле Columbia, дебютный же разместился на Colpix, который, как нетрудно догадаться по названию, являлся звукозаписывающим подразделением кинокомпании Columbia Pictures. Можно подумать, что это больше чем совпадение, однако на деле старейший лейбл Columbia Records и кинокомпания с тем же названием не имели ничего общего до девяностых, когда обе стали частью корпорации Sony.

Два других альбома 'Orchestra U.S.A.'
Два других альбома 'Orchestra U.S.A.'

'Sonorities' заключительная запись проекта - как можно понять по отсутствию упоминаний джазовых имен на обложке уклон на ней сделан в сторону музыки классической - авторами композиций выступают Тео Масеро, Хэлл Овертон, Миленко Прохаска. Музыка балансирует на грани между саундтреком к фильму-нуару и актуальной на тот момент атональной академической музыкой, периодически напоминая о джазовой составляющей в виде непродолжительного соло на саксофоне или контрабасе.

'Sonorities' блестяще дополняет предыдущие релизы оркестра, как предыдущий вполне мейнстримовый 'Jazz Journey', где основным солистом выступал тенор-саксофонист Коулмен Хокинс, так и пожалуй самую удачную дебютную одноименную работу, на которой блистательно отметился Эрик Долфи.