Летом 2021 года показали макет поезда на магнитной подушке российской разработки и начали испытания монорельса для него. Сейчас речь идёт уже о строительстве первой трассы в Ленинградской области.
Какой поезд разработали
Московский институт теплотехники (МИТ, подведомственная структура Роскосмоса) заявил свой левитирующий трамвайчик как первый маглев, который разработан для использования в качестве городского транспорта.
Обычно в мире так строят трассы для высокоскоростных поездов.
Планируется, что маленький юркий состав из двух или четырёх вагонов (по необходимости) удобно будет использовать в плотной городской застройке. По сути это логическое продолжение московского монорельса, который работает рядом с ВДНХ (его тоже разрабатывал МИТ).
Как заявляли разработчики в августе 2021 года, маглев дешевле в эксплуатации, чем традиционная трамвайная система, а первые заказы на разработку могут поступить от регионов в ближайшие месяцы.
Более того, в МИТ считали, что трамвай на магнитной подушке появится в Краснодаре или Нижнем Новгороде раньше, чем в Москве.
О результатах ходовых испытаний потом ничего не сообщали, но летом 2022 года заявили о строительстве первой трассы в Ленинградской области.
Что известно о первой трассе для маглева в Ленобласти
Генеральный директор корпорации "Московский институт теплотехники" заявил на днях, что власти Ленинградской области в июне уже выпустили постановление о начале разработки трассы для магнитоплана.
Пока план такой:
- К концу 2022 года — разработать конструкторскую документацию.
- В 2025 году — запустить поезда на магнитной подушке в эксплуатацию.
Где именно, какой длины трасса, беспилотные будут поезда или с машинистом — никаких деталей пока нет.
Это не первая попытка запустить поезда на магнитной подушке в России и СССР
В 1977 году в Гомеле (Беларусь) показали прототип вагона без колёс, который удерживали на весу магниты.
Двумя годами позже в Московской области построили экспериментальную трассу длиной сначала 600, а потом 980 метров.
И вплоть до 1980-х годов на полигоне в Раменском испытывали опытные вагоны на магнитной подушке — всего пять опытных образцов.
В 1987 году строительство магнитной железной дороги начали в Армении. Трасса должна была соединить Ереван и Севан к 1991 году. Но страшное землетрясение 1988 года в Спитаке и война помешали закончить проект.
А вагон ТП-05 так и остался в Раменском, накрытый целлофаном.
В начале 1990-х маглев хотели реанимировать — в качестве "аэроэкспресса" в Шереметьево. Опытный сегмент поезда показали на выставке в Милане, нашлись иностранные инвесторы и пр. Но тут вмешался кризис 1993 года — и проект снова был остановлен.
С тех пор разговоры о российском поезде на магнитной подушке возникают время от времени в разных научных институтах, в РЖД, на конференциях. Вроде бы не прекращались разработки. Но пока всё на бумаге.