Найти тему
Из точки А в точку Б

Поезда-маглевы в России: что известно о планах сейчас

Оглавление

Летом 2021 года показали макет поезда на магнитной подушке российской разработки и начали испытания монорельса для него. Сейчас речь идёт уже о строительстве первой трассы в Ленинградской области.

Макет российского маглева в 2021 году. Фото: ТАСС
Макет российского маглева в 2021 году. Фото: ТАСС

Какой поезд разработали

Московский институт теплотехники (МИТ, подведомственная структура Роскосмоса) заявил свой левитирующий трамвайчик как первый маглев, который разработан для использования в качестве городского транспорта.

Обычно в мире так строят трассы для высокоскоростных поездов.

Планируется, что маленький юркий состав из двух или четырёх вагонов (по необходимости) удобно будет использовать в плотной городской застройке. По сути это логическое продолжение московского монорельса, который работает рядом с ВДНХ (его тоже разрабатывал МИТ).

Действующий московский монорельс. Фото: Tim Adams. CC BY 3.0, commons.wikimedia.org
Действующий московский монорельс. Фото: Tim Adams. CC BY 3.0, commons.wikimedia.org

Как заявляли разработчики в августе 2021 года, маглев дешевле в эксплуатации, чем традиционная трамвайная система, а первые заказы на разработку могут поступить от регионов в ближайшие месяцы.

Более того, в МИТ считали, что трамвай на магнитной подушке появится в Краснодаре или Нижнем Новгороде раньше, чем в Москве.

О результатах ходовых испытаний потом ничего не сообщали, но летом 2022 года заявили о строительстве первой трассы в Ленинградской области.

Что известно о первой трассе для маглева в Ленобласти

Генеральный директор корпорации "Московский институт теплотехники" заявил на днях, что власти Ленинградской области в июне уже выпустили постановление о начале разработки трассы для магнитоплана.

Пока план такой:

  • К концу 2022 года — разработать конструкторскую документацию.
  • В 2025 году — запустить поезда на магнитной подушке в эксплуатацию.

Где именно, какой длины трасса, беспилотные будут поезда или с машинистом — никаких деталей пока нет.

Фото: ixbt.com
Фото: ixbt.com

Это не первая попытка запустить поезда на магнитной подушке в России и СССР

В 1977 году в Гомеле (Беларусь) показали прототип вагона без колёс, который удерживали на весу магниты.

Двумя годами позже в Московской области построили экспериментальную трассу длиной сначала 600, а потом 980 метров.

И вплоть до 1980-х годов на полигоне в Раменском испытывали опытные вагоны на магнитной подушке — всего пять опытных образцов.
1986 год, ТП-05 на полигоне в Раменском
1986 год, ТП-05 на полигоне в Раменском

В 1987 году строительство магнитной железной дороги начали в Армении. Трасса должна была соединить Ереван и Севан к 1991 году. Но страшное землетрясение 1988 года в Спитаке и война помешали закончить проект.

А вагон ТП-05 так и остался в Раменском, накрытый целлофаном.

Фото: Techinsider
Фото: Techinsider

В начале 1990-х маглев хотели реанимировать — в качестве "аэроэкспресса" в Шереметьево. Опытный сегмент поезда показали на выставке в Милане, нашлись иностранные инвесторы и пр. Но тут вмешался кризис 1993 года — и проект снова был остановлен.

С тех пор разговоры о российском поезде на магнитной подушке возникают время от времени в разных научных институтах, в РЖД, на конференциях. Вроде бы не прекращались разработки. Но пока всё на бумаге.