Начать мне хочется со старой трагической истории, о которой мир уже, возможно, и забыл. Связана эта история с «Храмом народов», с религиозным движением, основанным в 1955 году Джимом Джонсом в Индианополисе, штат Индиана. Джонс использовал Храм Народов, чтобы распространять послание, в котором сочетались элементы христианства с коммунистическими и социалистическими идеями, а также акцент на расовом равенстве.
В Гайане (Южная Америка) Джонс и его адепты организовали отдалённое поселение под названием «Джонстаун», где вместе жили и трудились около тысячи жителей коммуны. Слухи об этой коммуне, которые долетали до большой земли, носили в основном восторженный характер. Но были и другие мнения.
17 ноября 1978 года американский конгрессмен из района Сан-Франциско Лео Райан, расследующий заявления о жестоком обращении в Храме народов, посетил Джонстаун. Поначалу ничего не предвещало беды. Напротив, пробыв в Джонстауне целый день, конгрессмен и члены его делегации как бы воочию убедились в том, что коммуна — это действительно уголок земного рая.
Но вечером, когда жители посёлка собрались на совместный отдых, впервые в сознание Лео Райана вкрались некоторые сомнения. Играла музыка, люди танцевали, и конгрессмен обратил внимание на то, что пожилые люди, которые не участвовали в танцах, тем не менее, притопывали ногами в такт музыке. Это показалось конгрессмену неестественным, тут как будто присутствовала чья-то посторонняя воля. И он снова начал опрашивать людей, предлагая им, в случае чего свою помощь и поддержку.
Лёд тронулся. Несколько членов Храма выразили желание уехать с ним. 18 ноября они сопровождали Райана на местную взлётно-посадочную полосу в Порт-Кайтуме. Там их перехватили самозваные охранники Храма, которые открыли огонь по группе, убив Райана, трёх журналистов и одного из перебежчиков. В тот же вечер, в Джонстауне, Джонс приказал собранию выпить ароматизированный напиток, смешанный с цианидом. В результате погибло 909 человек. Отмечается, что массовые самоубийства в Джонстауне привели к самой большой гибели гражданского населения США в результате преднамеренного акта, совершенного до терактов 11 сентября.
Итак, конгрессмену Лео Райану сорок с небольшим лет назад показалось неестественным то, что пожилые люди притопывают в такт музыке. Что мы наблюдаем сегодня? Престарелые западные политики самого высокого ранга не просто притопывают, но и постоянно приплясывают, подпрыгивают, всеми силами демонстрируя бодрость и молодость не только духа, но и тела. Бегут вверх по трапу самолёта, постоянно спотыкаясь, катаются на самокатах, висят на канатах, бурно выражают радость при встрече с себе подобными (чему радуются?), предлагают мериться мускулами с Путиным, по-детски обижаются на тех, кто фотографируется с Лавровым, и так далее.
Философы XVIII века любили сравнивать развитие всего человечества и отдельной человеческой личности. Если развитие плода в утробе матери можно сравнить с развитием жизни на земле, от простой клетки до самого сложного организма, то с появлением младенца на свет начинается период развития человечества и человеческого разума.
Доисторический период условно можно назвать младенчеством, древний мир, включая античность – детством человечества, средневековье и эпоха Возрождения по аналогии соответствуют отрочеству и юности. А потом начинается эпоха Просвещения. «Просвещение – это выход человека из состояния несовершеннолетия, в котором он находился по собственной вине… – писал Иммануил Кант. – Несовершеннолетие – это неспособность пользоваться своим рассудком без руководства кого-то другого. Несовершеннолетие по собственной вине имеет причиной не недостаток рассудка, а недостаток мужества пользоваться им без руководства кого-либо другого…»
Человечество поэтапно взрослело вплоть до ХХ века. А вот дальше начинаются странности, которые трудно объяснить с разумной точки зрения. Если век Просвещения был объявлен переходным возрастом человечества из состояния несовершеннолетия в период получения «полноправного гражданства» на земле, то в ХХ веке его основная часть вновь приобрела подростковые черты.
В ХХ веке среди взрослых людей возрастает интерес к различным играм. Массовые шоу, автомобильные гонки на дорогах, бесконечные развлечения – всё это указывает на то, что человечество снова впало в подростковый возраст. Небывалый взлёт преступности также характеризует умственную и нравственную отсталость человечества нового времени.
В двадцать первом веке инфантилизм человечества стал особенно ярко проявляться в политике. Если в ХХ веке, несмотря на все трагедии, ещё преобладали политики, наделённые взрослым разумом, то в наше время политика превратилась в детский сад с кровавой песочницей. За всеми ужимками и прыжками современных политиков Запада, за их беспримерным бахвальством и враньём, за их неадекватными словами и выходками, тем не менее, происходят вполне серьёзные события, войны, возрождение нацизма, новые расовые дискриминации теперь уже поголовно всех русских людей, планы уничтожения и подчинения одной части человечества для благополучия другой.
Когда и чем закончится этот переходный возраст? Будет ли человечество снова взрослеть, или жестокие игры приведут его к гибели? Пока на эти вопросы нет однозначного ответа. Игрушки становятся всё сложнее и страшнее, а нравственные критерии всё ниже и всё проще. Переходный возраст…
Статьи на похожую тему:
Во что верят просвещённые европейцы
Вампиры среди людей. О современных либералах