Казаки на стругах шли ходко! Водная гладь Днепра пенилась под их крепкими руками, крепко державшими весло. Струги атамана передового копья русской рати Ермака Тимофеевича вспенивали речную гладь.
Ермак Тимофеевич он был для воевод. Волжские казаки обращались к нему по свойски - Токмак. На пирушках со своими его называли сыном сибирского царя Едигера.
Сейчас было не до пирушек. Между русскими воеводами были не лады. Сколько царь, прозванный Грозным не рубил им головы, а они все равно спорили о том, кто должен быть головой.
И теперь в поход по Днепру на польские владения их вели несколько воевод - Дмитрий Хворостинин, Михаил Катырев-Ростовский, Хворостинин, Меркурий Щербатый, Иван Туренин, Иван Бутурлин, Роман Бутурлин. Все спорили, кто из них главный. В войске не было единоначалия.
Всю эту ораву Ермаку Тимофеичу надоело слушать. Он сам выбрал себе воеводу - Дмитрия Хворостинина. Тот был толковым и знающим воеводой. Его и слушал!
Вот и город Шклов!
Красивый городишко! Но не хочет показывать свою красоту. Укрыл её за крепкими стенами.
- Ну что робята позыркаем? Кишка у ляхов не тонка на бой в чисто поле выйти! - обратился Токмак к казакам. Те не отвечали. Ухмылялись и гребли дальше.
Кроме них больше у Шклова никого из русской рати не было. Струги подплыли к берегу. Казаки высадились на берег. Стали складывать заготовленные фашины. Из города за ними следили внимательные глаза. Гарнизон в Шклове был большой - из наёмников.
Не выдержали. Вначале со стен выстрелили пищали. Пули загрохотали по деревянным щитам. Панцирники показались в воротах. Казаки зажгли труты.
Немецкие кнехты строились в ряд, грозно ощетинившись алебардами. Казаки только ухмылялись. Много ляхи собирались этими тяжелыми алебардами казацких голов срубить?
Но и ляхи были не просты. Панцирники пошли в атаку. Не доскакав до фашин остановились. Ровно настолько, чтобы их не достиг казачий залп. Который и раздался. Не принес никакой пользы.
Улла! - польские панцирники бросились в атаку.
Им в лицо раздался мощный залп. Казаки разгадали вражью хитрость. И дали залп из десятка пищалей. Еще столько же и главное пушчонки на стругах приберегли.
Затея удалась! Панцирники наткнулись на стену из огня и пороха. Чью-то лошадь подрубило под бабки. Падая она падала всей своей массой на панцирника, вгоняя сталь в мягкое тело. Кто-то получил пулю в грудь. Кого-то от разрыва перекинуло через лошадь.
Конный строй смешался. Казаки половчее выскочили из-за фашин и рубили панцирников токмаками-дубинками и топориками-балта.
На помощь им поспешила ляшская пехота с алебардами. Разгорелся жаркий рукопашный бой. Никто уже не смотрел по сторонам. Казакам ладно! А вот ляхам надо было.
Раздался удалой разбойничий посвист. Из-за пригорка выскочила татарская и поместная конница. Они тихо шли берегом. Ждали когда ляхи выйдут из города.
Дождались! Никто из ляхов в Шклов не ушел. Все их снаряжение, кони и весь посад были за русским войском. Пограбили они вдосталь. Ляхам с крепостных стен оставалось только злобно смотреть на происходящее.
Цикл рассказов о Ливонской войне 1558-1583 годов
Статьи канала "История и культура Евразии" за август 2022 года
Список художественных рассказов канала "История и культура Евразии" за 2020-2022 годы