Первый инсульт у Ленина случился 26 мая 1922 года. Он поправился и смог возобновить работу, хотя и в ограниченном масштабе. В декабре 1922 года он снова заболел. Хотя он прожил еще 13 месяцев, до 21 января 1924 года, с конца 1922 года его партия и советское правительство фактически работали без его руководства.
После смерти российского лидера 24 января 1924 года официальной причиной смерти был указан артериосклероз, но в последующие годы ходили слухи, что это было сокрытие.
За два года до смерти Ленин перенес три изнурительных инсульта. У Ленина не было некоторых традиционных факторов риска инсульта. У него не было нелеченого высокого кровяного давления. Он не курил и не терпел, чтобы курили в его присутствии. Он выпивал лишь изредка и регулярно занимался спортом. У него не было симптомов инфекции мозга, не было и опухоли мозга.
Официально Ленин умер от артериосклероза, но только восемь из 27 лечивших его врачей согласились поставить свои имена в свидетельстве о смерти. Среди тех, кто отказался поставить свою подпись, были два его личных врача.
То, что комитет советских врачей прописал Ленину лекарство "Сальварсан" - препарат на основе мышьяка, который используется только для лечения сифилиса, - убедительно свидетельствует о том, что врачи знали истинную природу его болезни. По мнению израильских исследователей, изнурительный нейросифилис Ленина вызвал обширные повреждения мозга и слабоумие в последние два года его жизни и оказал влияние на последующие события в его стране.
Возможно, Ленин унаследовал склонность к чрезвычайно высокому уровню холестерина, что вызвало серьезную закупорку кровеносных сосудов, приведшую к инсульту.
Наиболее вероятной непосредственной причиной смерти Ленина был яд. Наиболее вероятный виновник? Сталин.
Враги большевизма надеялись, что после смерти Ленина советское государство рухнет, но партия продолжала жить. Важным нововведением, которое в то время привлекло мало внимания, стало учреждение поста Генерального секретаря Центрального комитета партии и выбор, по предложению Ленина, Иосифа Сталина на эту должность. Никто не предвидел последствий этого назначения, которое произошло 2 апреля 1922 года. Важнейшими задачами секретариата были упорядочение партийной организации, парализация внутренней оппозиции и контроль за тем, чтобы на политические и даже неполитические должности назначались только преданные люди. Эти задачи и юрисдикция секретариата стали источником власти, которая вскоре превысила власть самого Центрального комитета. С этого момента восхождение Сталина, человека до сих пор известного только в партийных кругах, происходило стремительно.
Сталин понимал, что в высокоцентрализованном государстве, контролируемом партией, генеральный секретарь будет ключевым человеком после смерти Ленина. А пока эта должность позволяла Сталину усердно и в темноте собирать группу приспешников, которые были бы ему преданы, поскольку он их назначал и мог уволить.
Когда Ленин заболел, через два месяца после назначения Сталина на новый пост, возникла группа из трех большевистских лидеров в качестве коллективного преемника вождя: Зиновьев, Каменев и Сталин. Вначале самым влиятельным среди триумвирата был не Сталин, а Зиновьев. ". . . Единственным мыслимым преемником Ленина, временно больного или окончательно смещенного, была Директория высших партийных руководителей, членов и заместителей Политбюро и ЦК.
Но на деле произошел другой вариант. Преемственность перешла к триумвирату, в котором Зиновьев был лидером, Каменев - его заместителем, а Сталин - младшим партнером. Таким образом, Зиновьев стал, к лучшему или худшему, преемником Ленина в силу своего плюрализма в Политбюро.
Для многих коммунистов в России Троцкий казался логическим преемником Ленина; но это не соответствовало личным отношениям в партии. Из семи членов Политбюро Ленин был болен; Троцкий был одинок в своем мнении, что он является естественным преемником Ленина, и это мнение, широко распространенное за пределами партийной машины, сделало его самым страшным и ненавистным членом внутри Политбюро и среди партийных колесных лошадей.
Ни Зиновьев, ни Каменев не обладали квалификацией, необходимой для единого верховного лидера. В теоретическом и политическом отношении и Зиновьев, и Каменев, вероятно, превосходили Сталина. Но им обоим не хватало того, что называется характером.
Возникла борьба между двумя амбициозными и способными людьми, Сталиным и Троцким. Вражда между ними, начавшаяся много лет назад и принявшая теперь ожесточенные формы, заполнила историю коммунистической партии на следующие 5 лет. Личная неприязнь приняла идеологическое обличье; возникли расхождения по важным политическим вопросам; "троцкизм" и "сталинизм" превратились в две противоположные коммунистические философии и стратегии.