Каждый ребенок с раннего детства знаком с мячом. Детям нравится играть с яркими и прыгучими мячами.
Игры и упражнения с мячом активизируют двигательную деятельность детей, развивают координацию движений, укрепляют мышцы плечевого пояса, развивают и укрепляют мелкие мышцы рук, способствуют развитию глазомера и меткости.
В играх с мячом развиваются физические качества: сила, ловкость, гибкость, быстрота, прыгучесть и выносливость. Воспитывается выдержка, настойчивость, решительность, смелость, организованность, инициативность, самостоятельность.
Игры с мячом активизируют не только двигательную деятельность детей, но и умственную. Они способствуют развитию сенсорики, зрительно-моторной координации, движений кистей и пальцев рук, что активизирует кору головного мозга и речевые центры.
Совместное выполнение движений в парах (трое, четверо) приобщает ребенка к коллективу, к деятельности «вместе», которая формирует умение играть по правилам, чувство ответственности, умение достойно проиграть. Очень полезно играть с мячом ребенку, который не умеет дружить с другими детьми, плохо вступает в контакт.
В настоящее время все больше встречается детей с моторной неловкостью. Многие родители уделяют мало времени таким важным играм, как играм с мячом. Дети в 5 лет, зачастую, не могут поймать мяч двумя руками, бросать и ловить его, отбивать о пол, перебрасывать друг другу, катить в заданном направлении и т.д. Мяч от них постоянно куда-то убегает или летит не в ту сторону.
Мяч - это рука ребенка, развитие ее связано напрямую с развитием интеллекта.
Надо как можно раньше научить ребенка дружить с мячом, а не откладывать это до самой школы.
Чему нужно учить ребенка? Упражнения с мячом.
С 3 лет:
Продолжать учить ловить мяч двумя руками одновременно.
Катать мяч друг другу в заданном направлении с расстояния 1,5 м; между предметами, в воротца (ширина 50-60 см).
Ловить мяч, брошенный взрослым (расстояние 70-100 см).
Бросать мяч вверх и ловить его (2-3 раза подряд, не упустив мяч), вниз об пол (землю) и ловить его (2-3 раза подряд, не упустив мяч).
Бросать мяч двумя руками от груди, из-за головы.
С 4 лет:
Закреплять умение отбивать мяч о землю правой и левой рукой, бросать и ловить его кистями рук (не прижимая к груди).
Прокатывать мяч друг другу между предметами.
Бросать мяч друг другу снизу, из-за головы и ловить его (на расстоянии 1,5 м); перебрасывать мяч двумя руками из-за головы и одной рукой через препятствия (с расстояния 2 м).
Бросать мяч вверх, о землю и ловить его двумя руками (3-4 раза подряд), отбивать мяч о землю правой и левой рукой (не менее 5 раз подряд).
С 5 лет:
Учить подбрасывать и ловить мяч одной рукой, отбивать его правой и левой рукой на месте и вести в ходьбе. Бросать мяч вверх, о землю и ловить его двумя руками (не менее 10 раз подряд); одной рукой (правой, левой не менее 4-6 раз); бросать мяч вверх и ловить его с хлопками.
Перебрасывать мяч из одной руки в другую, друг другу из разных исходных положений, различными способами (снизу, из-за головы, от груди, с отскоком от земли).
Отбивать мяч о землю на месте (не менее 10 раз) и с продвижением шагом вперед (на расстояние 6 м).
6 лет
Перебрасывать мяч друг другу снизу, из-за головы (расстояние 3-4 м), из положения сидя ноги скрестно, через сетку. Бросать мяч вверх, о землю, ловить его двумя руками (не менее 20 раз), одной рукой (не менее 10 раз), с хлопками, поворотами. Отбивать мяч правой и левой рукой поочередно на месте и в движении. Вести мяч в разных направлениях.
Играйте и развивайтесь!
Источники:
1.«Программа воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. - Изд. «Мозаика-Синтез», 2005. – 209 с.
2.Шмаков С.А. Игры шутки - игры минутки. - М.: Новая школа, 1996. - 112 с.