Между Россией и КНР может открыться еще один пограничный переход, о чем в последние месяцы все чаще говорят в Амурской области и Якутии. Власти этих российских регионов уверены, что организация грузоперевозок в соседнее государство через село Джалинда, в том числе и в направлении южных портов Тихого океана, поспособствует успешной реализации совместных инвестпроектов.
Новый/старый погранпереход
Реализация данного проекта предполагает строительство железнодорожного (возможно, совмещенного с автодорогой) моста через Амур и обновление стальной магистрали от ст. Сковородино к государственной границе. Сообщается, что интерес к инициативе проявило уже несколько российских и китайских инвесторов.
Намерения возвести еще один трансграничный мост в Поднебесную в июне 2022-го подтвердил и губернатор Приамурья Василий Орлов во время церемонии открытия аналогичного автодорожного объекта на участке Благовещенск – Хэйхэ.
Сам по себе вопрос не нов. Погранпереход в этом месте (Джалинда – Мохэ) работал с 1993-го, однако примерно через пятнадцать лет его закрыли из-за низкого грузопотока и несоответствия нормам обустройства. Но с годами тема стала все чаще подниматься во властных кругах. Возобновить перевозки планировали в 2015-м, даже были подготовлены необходимые документы, но не случилось.
Детально региональные власти обсуждали идею с полпредом президента РФ в ДФО Юрием Трутневым, тогдашним главой минтранса Евгением Дитрихом и председателем правления ОАО «РЖД» Олегом Белозеровым в 2019-м. Чиновники отмечали, что к 2030 году объем грузоперевозок по этому направлению может достичь 60 млн тонн.
К тому же появление нового моста позволит существенно сократить расстояние и уменьшить нагрузку на БАМ и Транссиб, а также восточные порты России. Главным образом предлагается экспортировать уголь и руду. Именно поэтому в проекте заинтересован и Кузбасс. Ширина реки, там где подразумевается возведение объекта, составляет 420 м.
Поэтапная реализация
В январе 2022-го в РЖД сообщили, что модернизация данного погранперехода не стоит в приоритете и к проекту скорее всего вернутся не раньше 2028-го. Однако уже через несколько месяцев в новых геополитических реалиях на Дальнем Востоке снова заговорили о необходимости его реализации как можно скорее. А весной сообщалось, что российские специалисты проводят ряд подготовительных мероприятий, включая составление сопутствующей документации и берегоукрепительные работы.
В июле газета «Ведомости» со ссылкой на соответствующую презентацию Минтранса РФ, сообщила, что Россия планирует до конца десятилетия выделить почти $31 млрд на реализацию крупных железнодорожных проектов, предусматривающих развитие новых международных транспортных коридоров, среди которых и погранпереход Джалинда – Мохэ.
Скорее всего, исходя из последней информации и более ранних проработок, будет организован смешанный пункт пропуска (летом водный транспорт, зимой — по льду) и логистический центр с грузооборотом около 2 млн тонн в год, а в случае появления необходимых средств — приступят и к строительству мостового перехода.