Найти в Дзене
КиноРаритет

Самое первое «Нечто»: сильно ли оно похоже на фильм Джона Карпентера

Фантастический фильм ужасов «Нечто» любят и нежно помнят, особенно те, кто впервые посмотрели его в каком-нибудь перестроечном видеосалоне, на тусклом экране телевизора, с замыленной видеокопии. Но не все даже самые горячие поклонники знают, что на самом деле «Нечто» — ремейк ещё более старого фильма. Ну, а уж тех, кто видел то, самое первое «Нечто», вообще единицы.

Никаких норвежских станций в фильме 1951-го года нет. Он начинается с клуба для лётчиков, куда в поисках новых тем приходит репортёр
Никаких норвежских станций в фильме 1951-го года нет. Он начинается с клуба для лётчиков, куда в поисках новых тем приходит репортёр

Я вхожу в число этих единиц. Причём, в первый раз тот фильм (который, на самом-то деле называется «Нечто из другого мира») посмотрел я лет 10 назад, просто ради любопытства. А второй раз пересмотрел буквально на днях, чтобы написать вот этот текст. И, должен сказать, что в отличие от карпентеровского «Нечто», он устарел окончательно и бесповоротно. И объясняется это не только тем, что по возрасту на 3 десятка лет старше фильма с Куртом Расселлом.

Вместо харизматичного Курта Расселла фильм «Нечто из другого мира» выдвигает в главные герои американского лётчика, такого же невыразительного, как и остальные персонажи
Вместо харизматичного Курта Расселла фильм «Нечто из другого мира» выдвигает в главные герои американского лётчика, такого же невыразительного, как и остальные персонажи

Во-первых, «Нечто из другого мира» по-старомодному болтливо. Персонажи говорят без умолку, и часто — вообще не по делу. А поскольку многое кинематографисты попросту ещё не знали, как показать на экране, об этом «невоспроизводимом» тоже говорят, предоставляя зрителю вообразить, о чём речь.

В фильме 195-го года «Нечто из другого мира» показывают лишь одну деталь летающей тарелки, а остальное описывают словами
В фильме 195-го года «Нечто из другого мира» показывают лишь одну деталь летающей тарелки, а остальное описывают словами

Во-вторых, у «Нечто из другого мира» устаревшая сценарная структура, которая использует второстепенного персонажа, чтобы ввести зрителя в курс дела. Такое часто делали в фильмах 30-50-х годов: какой-нибудь чел сидит и рассказывает историю, которая и оказывается основным сюжетом. В данном случае для этого используется недотёпистый корреспондент некоей газеты, который приходит к знакомым лётчикам в поисках новых тем, а тех как раз вызывают на полярную базу. Репортёр увязывается за ними и становится свидетелем всех происходящих событий.

Корреспондента из классического фантастического фильма «Нечто из другого мира» заботит только одно - как бы сфотографировать инопланетного гостя
Корреспондента из классического фантастического фильма «Нечто из другого мира» заботит только одно - как бы сфотографировать инопланетного гостя

В 80-ые, когда свою версию снимал Джон Карпентер, от такой громоздкой конструкции, к счастью, отказались за ненадобностью. Ведь журналист в «Нечто из другого мира» лишь путался под ногами у основных персонажей и создавал нелепые ситуации, постоянно выпрашивая разрешения сфоткать Монстра. Тем самым бесполезно затягивая время и сбивая атмосферу страха.

Одну из девушек на полярной станции в «Нечто из другого мира» хотя бы используют в качестве любовного интереса главного героя. Вторая мелькает в кадре без всякой надобности
Одну из девушек на полярной станции в «Нечто из другого мира» хотя бы используют в качестве любовного интереса главного героя. Вторая мелькает в кадре без всякой надобности

Впрочем, атмосферы страха в «Нечто из другого мира» и не возникает. Во многом — из-за актёрской игры. Персонажей в фильме вообще слишком много по сравнению с фильмом 80-х. На полярной станции (которая очень похожа на контору председателя колхоза в советской деревне) есть даже 2 девушки. И, мало того, что эта многолюдность никак не используется, так ещё и отыграна очень слабо. Про то, как им страшно, персонажи опять-таки говорят, но никак не демонстрируют это.

На полярной станции в фильме «Нечто из другого мира» очень людно, но от силы треть этой толпы хоть как-то задействована в сюжете
На полярной станции в фильме «Нечто из другого мира» очень людно, но от силы треть этой толпы хоть как-то задействована в сюжете

Наконец, с точки зрения спецэффектов «Нечто из другого мира» — кино примитивнейшее и неизобретательное. Инопланетную «тарелочку» целиком не показывают ни в одном кадре. Её описывают словами, а визуально она представлена неким куском хвостовой (видимо) части, которая торчит изо льда. Ну, а Монстр — это вообще статист в «страшном» (а на самом деле, дурацком) костюме, который расхаживает по экрану с грациозностью создания доктора Франкенштейна.

Чтобы обозначить размеры летающего блюдца, застрявшего во льдах, края его отмечают фигурками людей (кадр из фильма «Нечто из другого мира»)
Чтобы обозначить размеры летающего блюдца, застрявшего во льдах, края его отмечают фигурками людей (кадр из фильма «Нечто из другого мира»)
НЛО из фильма «Нечто» Джона Карпентера гораздо крупнее и показано во всей красе
НЛО из фильма «Нечто» Джона Карпентера гораздо крупнее и показано во всей красе

Дико устаревшей кажется и «научное» объяснение истинной природы инопланетного монстра. Оказывается, он — не постоянно мимикрирующий под своих жертв вирус, каким описывался в «Нечто» Карпентера, а представитель инопланетной… флоры! Согласно фильму 1951-го года на далёкой планете эволюция шла незнакомым нам путём, вершиной её стали получившие интеллект растения, итогом чего и стал визит на Землю прямоходящей морковки! Она ни во что не трансформируется, а просто пытается распространить свои семена, которым для роста нужна кровь, желательно — человеческая. Сейчас бы из подобной истории сварганили разве что пародийную комедию, но уж точно не фильм ужасов!

Инопланетный монстр из фильма 1951-го года «Нечто из другого мира»: рослый мужик с несложным гримом
Инопланетный монстр из фильма 1951-го года «Нечто из другого мира»: рослый мужик с несложным гримом
Инопланетный монстр из фильма «Нечто» 1982-го года: сложная аниматронная кукла
Инопланетный монстр из фильма «Нечто» 1982-го года: сложная аниматронная кукла
Инопланетный монстр из фильма 2011-го года «Нечто»: чудеса компьютерной анимации
Инопланетный монстр из фильма 2011-го года «Нечто»: чудеса компьютерной анимации

Дешёвые спецэффекты и болтливость фильма 1951-го года можно было бы извинить невысоким бюджетом. Некоторые критики так и делают. Проблема в том, что у «Нечто из другого мира» бюджет был не таким уж и маленьким — больше полутора миллионов долларов! На минуточку, «Пришельцы с Марса» вышли через пару лет, выглядели гораздо круче, хотя бюджет у них был раз в 7 меньше! Как и ужастик «Капля», вышедший через 6 лет и стоивший в 8 раз дешевле (!!!). И тот же Карпентер, снимая десятилетиями позже (когда доллары значительно подешевели), умудрялся производить жанровые шедевры за мизерные бюджеты в 325 тысяч долларов («Хэллоуин») или в 1 миллион («Туман»). Вот она — разница между талантливым постановщиком (каким является Карпентер) и простым ремесленником (каким был Кристиан Найби)!

Чудовище из фильма «Нечто из другого мира» высаживает свои ростки... и это дико пугало зрителей в 50-е годы!!!
Чудовище из фильма «Нечто из другого мира» высаживает свои ростки... и это дико пугало зрителей в 50-е годы!!!

А есть ли хоть что-то общее между двумя «Нечтами», помимо места действия и сюжетной завязки (полярники находят вмёрзших в лёд НЛО и его смертельно опасного пилота)? Пожалуй, что и нет. Читавшие рассказ Джона Кэмпбелла-младшего «Кто там?», который послужил литературной основой для обоих фильмов, уверяют, что страшное кино Карпентера гораздо ближе к нему, чем к первой экранизации. Поэтому, наверное, полюбившееся всем «Нечто» можно считать повторной экранизацией, а не ремейком фильма 1951-го года.

В 1951-м году Нечто тоже пытались сжечь... выливая на него бензине вёдрами!
В 1951-м году Нечто тоже пытались сжечь... выливая на него бензине вёдрами!