Это здание должно было быть самым большим — семь с половиной миллионов кубических метров (по объему больше трёх пирамид Хеопса) и самым высоким — 416,5 метров (высота Останкинской телебашни — 540 метров, а высота Эмпайр-стейт-билдинг — 443 метра) в мире. Само здание должно было служить своеобразным постаментом для гигантской статуи (самой большой в мире, естественно) — стометровой статуи дедушки Ленина (высота статуи свободы без постамента всего 46 метров).
На страницах книг здание описывалось как трехсотметровая многоярусная башня, являющаяся постаментом для стометровой статуи Ленина. Настолько огромной, что в голове вождя располагался зал заседаний для торжественных церемоний. При этом гигантский Ильич должен был при помощи мощных электромоторов вращаться и всегда указывать рукой на солнце.
Разумеется, никакого вращающегося Ленина никто в здравом уме делать не собирался, но гигантские электромоторы всё-таки были в конструкции. Они должны были менять площадки в Большом Зале на 22 тысячи мест. Проект поражает воображение даже сейчас и, если бы здание было построено, оно было бы видно из любой точки Москвы 30-40-ых годов.
Идею строительства Дворца Советов впервые высказал Сергей Миронович Киров на Первом съезде Советов 30 декабря 1922 года. Этот съезд знаменит ещё тем, что на нём было объявлено о создании Союза Советских Социалистических Республик. Здание должно было стать самым большим и самым высоким в мире. Оно должно было стать символом новой страны и новой Москвы.
По задумке в стенах этого здания после победы Мировой Революции должны были принять в состав Советского Союза последнюю республику и тогда бы весь мир был единым мирным Союзом Советских Социалистических Республик. К сожалению (или к счастью?), Мировой Революции так и не произошло, а Дворец Советов так и не был построен. Но обо всем по порядку.
Несмотря на то, что предложение Кирова в 1922 году было поддержано практически единогласно, к реализации смогли приступить только спустя десятилетие. Начали с того, что взорвали Храм Христа Спасителя, построенный по указу Александра I после победы над Наполеоном. Именно на этом месте символа старой России было решено строить новый символ новой страны. За полгода до этого, в июне 1931 года в газете «Известия» был объявлен открытый конкурс на лучший проект Дворца.
Было прислано почти три сотни работ. Как от простых граждан, так и от архитектурных бюро, в том числе иностранных. 10 мая 1933 года наконец был определен победитель конкурса — Борис Михайлович Иофан со своей группой. Правда, его изначальный проект был очень далек от окончательного варианта.
Специальным постановлением Совета по строительству Дворца Советов было утверждено принять проект Иофана за за основу, но верхнюю часть дворца завершить большой скульптурой Ленина высотой 50-75 метров. При этом дворец должен был быть пьедесталом для статуи, а не отдельно стоящим зданием. Плюс ко всему нужно было использовать лучшие идеи из других проектов, при этом не исключалось привлечение к дальнейшей работе и других архитекторов.
Иофан до последнего не хотел делать своё здание всего лишь постаментом для статуи, но против руководства не попрешь. В галерее ниже можно посмотреть как менялся проект с годами.
В итоге работу над гигантской статуей Ленина весом в шесть тысяч тонн поручили С. Меркурову, украсившему канал имени Москвы фигурами Ленина и Сталина. В работе над зданием принимал участие целый коллектив архитекторов. Все из них так же участвовали в конкурсе и присылали свои работы. Предлагаю взглянуть в галерее на работы других авторов.
Место под взорванным Храмом Христа Спасителя идеально подходило под строительство нового здания весом полтора миллиона тонн и площадью 11 гектаров. По сути это было скалистый полуостров, вдававшийся в мягкий грунт. Вес хоть и распределялся равномерно, центральная часть здания с башней, в которой располагался сферический зал на 22 тысячи мест, и статуей на вершине была самой тяжелой, она весила 650 тысяч тонн — 20% от всего здания.
Прежде был вырыт огромный котлован, стены, которого были битумизированы — вокруг котлована было пробурено 1800 скважин, в каждую вставлялись трубы с маленькими отверстиями, в которые под большим давлением подавался горячий битум, заполнявший через отверстия и щели грунт. Там он затвердевал и таким образом вокруг котлована образовалась почти водонепроницаемая стена. Та вода, что все-таки просачивалась, откачивалась мощными насосами. Окончательно же проблему с грунтовыми водами решили при помощи "чаши" из четырехслойного асбестового картона, пропитанного битумом.
Теперь можно было приступать к заливке фундамента, который представлял собой два бетонных концентрических кольца диаметром 140 и 160 метров, связанных между собой 16 радиальными стенами. Сверху над фундаментом были ещё два железобетонных кольца, связанных 32-мя железобетонными перемычками. Всего на строительство фундамента требовалось более полумиллиона кубометров бетона — цифра колоссальная, поэтому неподалеку специально был построен современнейший (по тем временам) бетонный завод.
Над фундаментом должны были располагаться подвальные технические помещения (свет, отопление, канализация, водопровод). Для прокладки бесчисленных труб и проводов бурились каналы диаметром с человеческий рост. Самой глубокой точкой подвала должен был стать трюм Большого Зала – 10 метров ниже уровня грунтовых вод. Пол трюма, согласно проекту, должен был представлять собой бетонную плиту толщиной 8 метров, один квадратный метр такого пола весил бы 18.4 тонны.
Затем началось строительство стального каркаса. Для него была разработана специальная марка стали ДС, На каждом кольце фундамента должно было быть по 34 стальных колонны, каждая из которых выдерживала вес груженого товарного поезда из 600 вагонов. Поперечное сечение одной колонны — 6 м², площадь, занимаемая небольшой легковой машиной. Все колонны соединялись между собой.
Помимо основного каркаса был ещё вспомогательный, который распределял нагрузку и связывал каркасы между собой. Общий вес стального каркаса — 350 тысяч тонн. На изготовление стальных конструкций для Дворца Советов работал целый ряд заводов в Москве и близлежащих городах.
Монтаж каркаса начался в 1940 году. И до 22 июня 1941 года успели залить фундамент высотной части здания и смонтировать стальной каркас здания на высоту 7 этажей. Затем стройка была остановлена: сталь, гранит, бетон и арматура требовались уже совсем для других целей. Сталь марки ДС пошла на военные нужды, а когда её стало не хватать, стали разбирать каркас Дворца.
После войны снова было не до Дворца, нужно было восстанавливать страну, в Москве началось строительство куда более скромных высоток и домов. Позже фундамент Дворца использовался при строительстве самого большого в мире плавательного бассейна, где на протяжении тридцати лет на открытом воздухе и зимой, и летом плавали москвичи, некоторые из которых, впрочем, называли бассейн "большой лужей".
В девяностые годы на этом же фундаменте восстановили Храм Христа Спасителя, снесенный в декабре 1931 года.
А ведь не будь войны, Дворец Советов был бы самым грандиозным зданием не только в стране, но и в мире. И даже по современным меркам это было бы величественное здание.
Не стал вдаваться в технические подробности, чтобы сильно не перегружать статью техническими тонкостями и инженерными изысканиями. Но если вам есть, что добавить, комментарии, как всегда открыты. Напоминаю, про мой Телеграм-канал и вот ещё несколько интересных статей: