Сегодня на занятии мой студент сказал мне фразу, от которой мое учительское сердце буквально запело, а настроение повысилось до рекордной отметки.
Человек не педагог не поймет всей глубины моего ликования. Вася сказал всего навсего "Я не понял вопрос".
Я не понял вопрос... Всего лишь четыре слова, но как много они значат — без всякого преувеличения.
А значат они следующее:
- Ребенок работает.
- Ребенок не боится обратится за помощью.
- Ребенок готов к взаимодействию с педагогом.
- Ребенок нацелен на результат.
Hello! Я Марина Юрьевна, преподаватель английского с 10-летним стажем. Рассказываю, почему вашим детям не дается английский и показываю, как решить эту проблему. Если вас интересуют занятия английским со мной, вот мой телеграмм
Распространенная проблема учителей — когда ученики боятся признаться, что чего-то не поняли, забыли, прослушали. У меня есть мальчик, который может вообще не слушать объяснение задания, а потом — на непонятно какой магии — пытается выполнить его совершенно невпопад. Когда я указываю ему на это, делает большие глаза и уверяет меня, что слушал внимательно и все понял.
Но там у ребенка есть некоторые особенности в плане неврологии, иначе работать он не может. А есть абсолютно здоровый студент-торопыга, который не дослушав моего вопроса, уже пытается на него отвечать. Что его не спрошу — всегда у него готов ответ. Хоть даже в вопросе будет всего одно знакомое слово, у Кости все равно заготовлен ответ. Правда, наши с ним диалоги напоминают нам тот самый разговор глухого со слепым, пока я не "ловлю его с поличным" и не припираю к стенке претензией что, мол, опять бежишь впереди паровоза.
Дело ведь в том, что какая-то часть ответов с вопросами совпадает, поэтому мне приходится собирать доказательства, ведь ребенок будет уверять меня, что он все понял и отвечал правильно, просто немного ошибся... Спорить бесполезно.
Да и ребенку нужно давать некоторое пространство для самостоятельной творческой работы. Главное, следить, чтобы чадо не начало вытворять!
И это при том, что я каждый раз объясняю, что я не школьный учитель и двоек не ставлю, что моя задача — помочь разобраться с проблемами, что надо сразу сказать, что не понял то-то и то-то, чтобы мы лишний раз повторили ту или иную тему, пока не доведем ее до совершенства.
Конечно, я знаю уровень и индивидуальные особенности каждого своего ученика, и если вижу, что он / она сачкует, вот тогда и могу сделать строгое внушение. Но парадокс в том, что дети чаще боятся признаться, что не поняли какую-то сложную тему, зато смело задают вопросы о разной ерунде (например, спрашивают, как по-английски будет огнеупорное стекло или что-то в этом роде). В итоге после рассеянного кивка, мол, вопросов нет, вопросы начинаю задавать я — с целью прощупать, что и в какой степени усвоено студентом.
Бывает так, что ничего... И бывает так, что чтобы докопаться до этой простой истины, приходится потратить кучу времени от урока — которого мне очень жаль. Но дети моих убеждений не разделяют и радостно тянут резину...
Поэтому слова "Я не понял вопрос" — это настоящее счастье репетитора.
А еще хорошо звучит:
- Давайте повторим тему .... артиклей / Present Simple / неправильные глаголы.
- Помогите, пожалуйста, разобраться с этим предложением / заданием / текстом и т.п.
- Подождите, я запишу.
- Повторите, пожалуйста, еще раз.
- А как правильно произносится это слово? А можно мне посмотреть транскрипцию...
- Я в этом тексте / упражнении не помню половину слов!
Все эти фразы хороши тем, что указывают на ответственное отношение студента к изучению английского. Ребенок обладает начатками контроля своих знаний, а это очень хороший показатель.
Ведь, как говорится, учитель лишь указывает дорогу, а идти по ней ученику приходится самому.
Такое ответственное отношение следует воспитывать в ребенке по отношению к любому предмету. Но особенно стоит уделять внимание этому вопросу в том случае, если вы наняли репетитора. Не всегда даже опытный педагог с ходу может определить, какие темы вызывают непонимание у студента. "Скользкую" тему можно банально не затронуть в течение урока.
Да и просто, зачем идти окольными путями, если есть прямой?
У меня бывало так, что подготовив занятие на какую-то тему, в середине урока я обнаруживала, что студент напрочь забыл что-то более простое, и приходилось на ходу менять тему и искать другие упражнения в срочном порядке. (Благо, интернет всегда под рукой). Особенно часто такое бывает с "продолжающими", студентами, которые пришли ко мне от других репетиторов или которые учили язык только в школе — эпизодами, перескакивая с темы на тему и так и не доучив ни одну до конца.
Спрашиваю: почему ты мне не сказала, что у тебя завал с Past Simple, прошедшим простым временем? Ответ шокирует: мне кажется, мы такое не проходили — Аня, 16 годиков. Конечно, можно валить все шишки а школу и отвратительно организованное преподавание английского в нашей стране, но ведь Аня едва ли хоть раз осталась после уроков, чтобы попросить свою англичанку еще раз объяснить ей новую тему. А одна "непонятая" тема быстро превращается в эффект снежного кома, когда лавина недоученного и недопонятого материала накрывает собой любые попытки продвинуться в изучении English.
Но если понимание проблем с той или иной грамматической темой для ребенка, и даже для подростка, может быть сложной задачей, то признаться в том, что не понял / не расслышал вопрос, большого ума не требует. С этого и надо начинать.
Хоть у учителей и есть некоторые сверхспособности, они не умеет читать мысли!
Лучше всего напоминать об этом ребенку каждый раз, отправляя его на занятия: если чего-то не понял, спроси. Это не стыдно. Учитель не будет тебя ругать. Постепенно у юного студента сформируется привычка ответственно относиться к работе на уроке.
Родителям, чей ребенок не боится взаимодействовать с учителем, педагог всегда будет благодарен. Правда, у этого явления может быть побочный эффект, когда ребенок слишком увлекается уточнениями и вопросами, уходя от своей основной задачи — учебы. Но об этом я расскажу в другой раз.