Найти в Дзене
Цитадель адеквата

Первопричина: Неправильный вопрос о появлении вселенной

Фото и иллюстрации взяты из открытых источников и принадлежат их авторам
Фото и иллюстрации взяты из открытых источников и принадлежат их авторам

Вопрос, откуда появилась вселенная, можно считать вечным. Несмотря на наличие достаточно простого ответа: не появлялась. Всегда была. Все 13.75 миллиардов лет, сколько существует само время. Ведь время существует во вселенной, как одно из измерений, а не вселенная во времени.

Заходит этот ответ предсказуемо плохо. Ибо требует понимания времени, как сущности физической, а не абстрактной. Что доступно лишь просветлённым. Разум же блуждающий во тьме от понимания ситуации стремится укрыться за неправильными, ибо несмотря на несовершенства языка, суть сказанного понятна, вопросами, — что есть «время», и как оно может «существовать», если бытие — изменение состояния во времени... Или же за формулой: у одних вселенная была всегда, у других бог был всегда, — не ответ, а отговорки какие-то.

Но если кажется, что «не ответ, а отговорки», начать стоит с вопроса: правильный ли он? Правильный вопрос подразумевает, что задающий его предполагает существование ответа и готов этот ответ принять. В противном случае вопрос не имеет смысла. В данном же случае ответ существует точно, ибо наличествуют лишь два варианта: вселенная либо появилась, либо была всегда, как утверждает теория Большого Взрыва. Третьего очевидно не дано.

-2

Второй вариант рассмотрен выше, но допустим — первый. Вселенная появилась, — то есть, когда-то её не было. В таком случае, у её появления должна быть причина, — с точки зрения спрашивающего должна, иначе вопрос также теряет смысл… Но у причины тогда должна быть своя причина и так далее. Reductio ad infinitum. Причинность же.

Ну… Бесконечная цепочка причин подразумевает всё то же существование вселенной, но в постоянно — на протяжение бесконечности — меняющемся качестве. То есть, вселенная была всегда и не появлялась.

Можно ввести некую первопричину (не обязательно бога в традиционном понимании), условившись, что она является исключением из правила, существовала всегда и причины иметь не должна. Но, во-первых, в таком случае первопричина должна предшествовать следствию — вселенной — во времени. То есть, время было до Большого Взрыва, а поскольку первопричина предначальна, речь о бесконечно большом времени. Десять в бесконечной степени лет витал дух над водами, пока не решился — вдруг — сотворить ещё что-то кроме времени и вод. Однако, у этого «вдруг» должна быть некая причина, отличная от первопричины.

Во-вторых же, если уж нарушение причинности допускается для первопричины, проще данную сущность не вводить, как избыточную. Ибо если без причины — можно, то вопрос о причинах появления вселенной становится неправильным.