"Дух Воина" произвёл на меня очень приятное впечатление. В произведении оказалось всего в меру: и непростой политики (со всей подоплёкой, свойственной тёмному фэнтези), и боевых сцен, и быта, и тёмной магии, и атмосферы в стиле "Мы, викинги, народ простой: видим христиан - плывём грабить".
Действие происходит на вымышленном континенте Эргунсвальде (название может принадлежать не самому континенту, а занимающему всю его площадь племенному союзу). Эргунсвальд, очевидно, отсылает к средневековая Скандинавия и населён похожими на викингов народами. Правит ими молодой вождь Брудвар - главный герой книги. Его вступлению на престол и непростому царствованию посвящена история "Духа Воина".
С первых страниц книга подкупает своей атмосферой: автор рисует перед нами красочные тронные залы, шумные споры знатных мужей, коварные убийства, а затем и военные походы по заснеженным лесам. Особенно мне понравились диалоги: автор здорово поработал и вложил в уста персонажей отдающие стариной речи. На мой взгляд, получился хороший баланс между современной простотой и стилизацией под эпический слог. Читать очень приятно.
Брудвару предстоит отомстить за вероломное убийство своих отца и брата, однако быстро выясняется, что наказать убийцу Айтула будет не так просто. Вокруг него собираются одержимые безумцы, верующие, что мятежный фэрл Айтул обладает неведомой силой и несёт в этот мир культ древнего бога. Противник Брудвара оказывается зловещим колдуном, либо так только кажется...
Мне понравилось, как автор проработал свой вымышленный мир. Он рассказывает нам и о религии народов Эргунсвальда, и о географии континента, и частично о его истории. Нравы и быт местных обитатель получились колоритными, и в них с лёгкостью узнаются знакомые нам викинги. Причём чувствуется, что автор поработал над материалом и отметил неочевидные детали. Например, в первых же главах наглядно виден фатализм, свойственный викингам, их покорность перед судьбой, что проглядывается в диалогах. Отмечено, что викинги не одними только грабежами промышляли, а вполне удачно занимались торговлей, что отражено в фэрле Ойлифе. Автор знает, как правильно выглядит боевой молот (он больше похож кирку) и т.д.
Понравились и те детали, которые автор решил переиначить (если считать за канон Скандинавскую культуру). У местных северян своя проработанная религия. Некоторые титулы и чины переименованы, что выделяет мир, но не мешает узнаванию (к примеру, вместо ярлов здесь фэрлы). То, как автор обосновал местных берсерков, я нахожу удачным.
За что лично мне хочется пожурить произведение, так это за "тёмную" составляющую местного фэнтези. Некоторые сцены показались мне недокрученными. Брудвар неоднократно попадает в сложные ситуации, на горизонте маячат мятежи, предательства и интриги, но главный герой часто действует грамотно и всё улаживает. Его правление не назвать лёгкой прогулкой, но власть из рук Брудвар не выпускает, и во второй половине произведения как-то перестаёшь грызть ногти в ожидании какого-нибудь вероломства. У героя случаются ранения, после которых он может лишиться руки, но ему везёт. В тыл ударяют орды дикарей, но с их атаками справляются. Финал, правда, ситуацию исправляет...
Была сцена, где в дверь одной из героинь стучат незнакомцы и предлагают "купить немного тёмного фэнтези". Вот там получилось жёстко и "по-игропрестольски". Но всё равно не хватило подоплёки. Итог сцены закономерный, но слишком уж внезапный, так что бессердечным садистам, вроде меня, нечего было посмаковать.
Ранее я хвалил диалоги, но, к сожалению, не во всём произведении они так хороши. Мне понравился умеренный пафос в начале, но, начиная с середины, я порой натыкался на откровенно просторечные обороты. Эти фразы вырывали меня из атмосферы брутального фэнтези и возвращали в родной подъезд. Например, когда главный герой сетует на творящийся вокруг бедлам, то в начале произведения это звучит так:
- Во имя Предков, отвечайте мне, что здесь творится?!
А в середине книги Брудвар выдаёт:
Мда-а, неприятный случай.
Когда один из персонажей снисходительно относится к своим ранам в стиле "просто царапина", то в начале персонаж отшучивается:
- Слабый брюхом, да сильный духом.
Но в середине проскальзывает дворовое:
- Да так, эхо войны.
Проблемы книги я, в целом, нахожу не критичными. Они не мешают получать удовольствие от истории. Ряд событий ставили меня в тупик, и мне, действительно, было интересно, как из них выкрутится главный герой. Динамика на высоте, история дополнена сюжетными линиями второстепенных персонажей, и многие из них проявляют себя как личности. Главный герой получился хоть и простым, но многогранным: не потратив большого числа страниц, автор показал его и воином, и правителем, и отцом, и живым человеком, который горюет и сомневается.
Однозначно рекомендую к прочтению. Если фьорды, драккары и "Иф ай хэд э харт, ай кулд лаф ю" близки вашему сердцу, то приступайте к чтению немедленно.