Самое нормальное состояние ребенка – процесс игры с включенным воображением, когда для маленького человека существует сразу несколько реальностей. Это, как говорится, научно-медицинский факт. Но как взрослому человеку не только согласиться с авторитетным ученым мнением, но и наглядно, живо усвоить его истину? Мысленно и эмоционально представить себе давно утраченное собственное состояние, искренне и с удовольствием разделить его с родными детьми? Это вообще возможно?
Да, это возможно, причем с изумительной легкостью и очарованием. Появилась очень интересная книга, где из литературы прошлого собрано то, мимо чего многие проходили без внимания. А оно того стоило! Русское и европейское воспитание, семейный быт и его материальное наполнение: домашние занятия мам и пап, их воспитательные приемы, подарки, с которыми разрешалось или не разрешалось играть детям, и, наконец, сами детские игры и игрушки – обо всем рассказано в художественных произведениях. В романах, повестях, стихах, мемуарах и т.д. описано столько всего, помимо главной темы, что надо было «всего лишь» собрать вместе и сделать выводы.
«Главным открытием литературы со времен романтической сказки до реалистического рассказа наших дней стало то, что воображаемый игрушечный мир проживается детьми как настоящий, и ребенок – творец в обоих. Принятые приличия, неразумные запреты и разумные ограничения не в силах диктовать свои правила в детской игре. Эти правила властны над поведением ребенка, но не над его воображением. Ребенок среди игрушек свободен и всемогущ, как Бог в созданном им мире». В это время проступает наружу вся его душа, все заложенные склонности и способности, весь потенциал отношений с внешним миром. Остается только разглядеть все это и немножко помочь реализоваться, чтобы обрести лучшую возможность взаимопонимания.
Впрочем, не будем переходить к советам, тем более, что этого не делает и сам автор замечательной книги «Игрушка в детской литературе» – Марина Сергеевна Костюхина, кандидат филологических наук, доцент РГПУ им.А.И.Герцена, культуролог, историк, автор книг близкой тематики, уже заслуживших признание читателей. Совет будет лишь один – получить огромное удовольствие от множества вошедших в книгу историй, примеров, цитат художественных произведений, прекрасных иллюстраций. Здесь есть чему поучиться, над чем улыбнуться и чему сопереживать, пополняя свое представление о русской и мировой истории и культуре.
Из воспоминаний Александра Бенуа: «Большой солдат из папье-маше был ростом с меня, в красном мундире, с веселым добродушным лицом и стоял навытяжку, выпятив грудь и сжимая ружье. Когда я, трех лет, получил такого солдата и полагавшуюся при нем полосатую будку, то я точно получил себе живого товарища. Я даже клал его с неотделимым ружьем себе под одеяло, а в его будку мог свободно влезать днем. Временами я очень походил на воина, нахлобучив на голову игрушечную каску или облачившись в рыцарский панцирь. При панцире полагался шлем с забралом и очень страшная кривая сабля. Все эти предметы были из картона и оклеены золоченой бумагой». Впрочем, игра в солдатики не помешала будущему художнику стать убежденным пацифистом»…
Героиня повести Л.Воронковой «Девочка из города» (1943) потеряла всех своих родных в осажденном Ленинграде. Казалось, детство минула безвозвратно. Но в деревенской избе, где Валентинка оказалась в эвакуации, она увидела кукол – растрепанных, разбитых, с облупленными носами. - Где вы были? Почему вы такие растрепанные, почему вы голые? – спросила Валентинка. - Это мы от немцев бежали, - отвечали куклы.
Валентинка пожалела кукол, как сестер по несчастью, и принялась шить им платья. Так началась игра, возвращающая мирное довоенное детство.
Куклы или солдатики, тряпочные зайцы или деревянные лошадки, «совсем как настоящие» автомобили или собственноручно изготовленные юными конструкторами самолеты, затейливые домики с наборами миниатюрной утвари или старые деревянные ложки, обернутые в тряпочки, с криво нарисованными глазами – что из них было отраднее и дороже в каждом отдельно взятом детстве? Что более незабвенно и прекрасно? Можно сравнивать без конца. Но пора прощаться!
– Пух, обещай, что ты меня никогда-никогда не забудешь. Никогда-никогда! Даже когда мне будет сто лет.
Пух немного подумал.
– А сколько тогда мне будет?
– Девяносто девять.
Винни-Пух кивнул.
– Обещаю, – сказал он.
– Пух, ну, что бы ни случилось, ты ведь всегда поймёшь. Правда?
– Что пойму?
– Ничего. – Мальчик засмеялся и вскочил на ноги. – Пошли.
– Куда? – спросил Винни-Пух.
– Куда-нибудь, – сказал Кристофер Робин.
И они пошли. Но куда бы они ни пришли и что бы ни случилось с ними по дороге, – здесь в Зачарованном Месте на вершине холма в Лесу, маленький мальчик будет всегда, всегда играть со своим медвежонком.
Костюхина М.С. Игрушка в детской литературе. – СПб.: «Алетейя», 2022. – 208 с., ил.
СОДЕРЖАНИЕ
На первой иллюстрации к данной публикации использован фрагмент картины художника Марии Молодых.
Материалы по теме:
Если Вам понравилась идея и эта статья попрошу Вас поддержать развитие канала "Книжный класс" значком "Большой Палец Вверх" и подпиской на него .
Это имеет большое значение для развития канала на Яндекс.Дзен, мотивации и дальнейших публикаций.
Оставайтесь с нами.