Найти тему
Книжный класс

ДЕТИ И КУКЛЫ, ИСКУССТВО И РЕВОЛЮЦИЯ

…Мальчик-сирота по имени Джузеппе, непоседа и проказник, при этом добрая душа и большой талант (о таланте он, правда, узнает не сразу) целый день получает брань и тумаки от тетки, которая торгует рыбой на рынке в Венеции XVIII века. Бьют его за то, что он недостаточно смирно сидит под палящим солнцем рядом с протухающим товаром или нерасторопно возвращается, доставив покупку, а то и просто так, в припадке злости. Единственной отрадой служит мальчишке кусок дерева, из которого он тайком пытается вырезать кукольную голову. Получается не сразу, но, когда начинает получаться, счастливый случай приводит Джузеппе в компанию людей искусства. В их числе сам синьор Карло Гоцци – классик итальянской драматургии, знаток народных представлений, с их остроумными и задорными традициями. По характеру синьор тоже не сахар, и друзья его, люди театра, не ангелы, но разве можно их сравнить со злющей жадюгой теткой Теренцией и прочими рыночными завсегдатаями! Прихватив из безрадостного детства свое единственное сокровище – крючконосого Пульчинеллу (наконец-то удалось сотворить его голову и все остальное!), Джузеппе безоглядно бросается в новую жизнь. Это жизнь бродячего кукольника, полная свободы и приключений. В ней переплетаются люди и куклы, смех и слезы, нищета и роскошь, и над всей этой цветастой реалистично-игровой кутерьмой понемногу начинает главенствовать новая тема – герои книги оказываются в Париже 1793 года и восторженно окунаются в водоворот Великой Французской революции.

-2

Остается рассказать об авторе книги. Елена Данько (1897-1942) родилась в семье железнодорожного служащего. Отец и мать ее были народовольцами по убеждениям, а также просто талантливыми людьми. В перевороте 1917 года, правда, никто из семьи активного участия не принимал, и сама Елена сделала профессиональный выбор в пользу творчества. С 1920 года она стала работать художником на Ленинградском фарфоровом заводе. Потом перешла в театр «Студия» – кукольником. Она не только изготавливала театральных «актеров», но и участвовала в постановках, полностью осуществляла все сценические действия. Елена Данько стала заметной фигурой в культурной жизни города на Неве и заслужила прозвище «самой умной женщины Петербурга». Кроме театральной работы, она занималась и литературой. Ее книга «Деревянные актеры» составляет достойную компанию таким достославным произведениям, как «Приключения Буратино» Алексея Толстого и «Три толстяка» Юрия Олеши, вместе с ними наводя на глубокие искусствоведческие размышления о кукольных и детских образах в революционном и постреволюционном искусстве.

Данько Елена Яковлевна
Данько Елена Яковлевна

Вспоминается также повесть «Белеет парус одинокий» (первая часть тетралогии Валентина Катаева «Волны Черного моря»): ведь тетка Теренция – вылитая мадам Стороженко, перекупщица с Одесского привоза, орущая на будущего пламенного революционера, который пока еще смиренно стоит перед ней в образе голодного оборвыша-подростка с утренним уловом. «Бычки, мадам!» – «Какие бычки?!! Это воши!!!» Зато потом все ка-ак завертится: раненый матрос с броненосца «Потемкин-Таврический», письмо вождю мирового пролетариата, прокламации и демонстрации, верные друзья – такие же юные бесшабашные одесситы, первая любовь…

Талантливые книги, яркие образы, и никак не следует забывать о них только потому, что они «за революцию».

-4

Данько Е.Я. Деревянные актеры./Художник Екатерина Рожкова. – М.: Август, 2017. – 264 с., ил. (Повести русских писателей)