У владельца кофейни всегда есть прекрасный шанс продемонстрировать простоту в заботе о клиенте — грамотно составленная кофейная карта-меню и покажет посетителю, что в вашем заведении есть выбор напитков, и не отпугнет случайного гостя, который совсем не разбирается в видах кофе и слово «гляссе» слышал только в фильмах. Людям нравится, когда все просто. И конкретные цены и понятный ассортимент — два фактора, которые помогут вам удержать клиента.
В идеале кофейную карту составляют профессионалы: шеф-бариста или — если штат заведения пока невелик — специально приглашенный консультант. Но если вы только открылись и бюджет ограничен, а хотя бы небольшой опыт работы бариста у вас есть — можно попробовать составить карту самостоятельно.
Что такое кофейная карта
Кофейная карта — по сути то же меню, что в кафе и ресторанах, только на первое место в карте кофеен выходят всевозможные вариации напитков. В карте вашего заведения может быть представлено сколько угодно позиций — от десятка до сотен, но, в любом случае, начинать нужно с самых популярных и простых напитков.
Небольшой ассортимент не минус для заведения. Картой с огромным выбором уже сложно удивить, и многие успешные кофейни предлагают в меню 10-15 видов кофе, зато качеству этих напитков могут позавидовать даже респектабельные рестораны
Уточнение. Вы можете не ограничиваться только напитками при составлении карты. Несмотря на название «кофейная», в карте будет уместно указать и остальные позиции, например, десерты и закуски.
Что должно входить в кофейную карту
Карты в кофейнях составляют, придерживаясь одного из двух основных принципов:
- указывают разные виды кофейных напитков с перечислением тех ингредиентов, из которых они приготовлены;
- также указывают ассортимент напитков, но с возможностью выбора для посетителя конкретных ингредиентов и их пропорций, из которых напиток будет приготовлен.
Первый вариант удобнее для заведений формата «кофе с собой», где у бариста нет времени отвечать на уточняющие вопросы посетителей о сортах кофе и других особенностях напитков. Второй вариант подойдет для атмосферных заведений с более высокими ценами, чем в мини-кофейнях.
Напитки
Кофейную карту почти любой кофейни можно условно разделить на четыре раздела:
- черный кофе (эспрессо, ристретто, американо);
- кофе с молоком — обычно самые востребованные позиции в любом заведении (капучино, латте, флэт уайт);
- авторские варианты напитков — возможность придумать особенные позиции, ради которых клиенты будут возвращаться снова и снова;
- альтернатива привычным напиткам, приготовленным в кофемашине: кофе в джезве, во френч-прессе, в аэропрессе.
К сложным видам напитков обычно добавляют подробное описание и фото.
Уточнение. Если вы недавно открылись — достаточно включить в кофейную карту только два первых пункта: черный кофе и кофе с молоком. Остальные пункты можно добавить позже или вовсе обойтись без них, если вы не планируете расширять ассортимент.
Эксклюзивные предложения и акции
Эксклюзивные предложения и акции от вашего заведения уместно анонсировать на последней странице. Предложения могут быть любыми — скидки на определенные позиции, сложные фирменные коктейли, напитки без кофеина и многое другое — главное, чтобы акции кофейни были интересны вашей целевой аудитории.
Десерты
Список десертов можно указать после перечисления основных позиций — всевозможных вариантов кофейных напитков. Для удобства гостей, которые придерживаются здорового образа жизни и следят за фигурой, дополните описание каждого десерта перечислением входящих в него ингредиентов и укажите калорийность порции.
Уточнение. Если ваша кофейня предлагает посетителям еще и закуски — перечислите ассортимент блюд после десертов.
Наполнение карты по мере повышения сложности приготовления
Принцип «от простого к сложному» эффективен в любой сфере, и в составлении кофейной карты в том числе. Чтобы посетители не чувствовали себя неловко, в начале карты укажите самые простые и понятные каждому человеку позиции: эспрессо, капучино, американо. Более сложные напитки предлагайте после простых, обязательно дополнив каждый пункт описанием ингредиентов, которые входят в конкретный напиток помимо кофе: например, сливки, мед, алкоголь.
Примеры и шаблоны кофейных карт
Как составить кофейную карту, понятную и привлекательную для клиентов — пример:
- узнать предпочтения вашей целевой аудитории, чтобы добавлять самые популярные у потенциальных клиентов позиции;
- привлечь специалиста-консультанта, если собственных знаний недостаточно;
- перечислить ассортимент по принципу «от простого к сложному»;
- к каждой позиции указать наименование, перечислить ингредиенты, добавить фото, можно написать интересные факты о напитке и его происхождении;
- рассчитать точную себестоимость для каждого напитка или блюда, чтобы установить цену, при которой ваше заведение не станет убыточным.
Шаблон кофейной карты:
Ристретто, максимальная крепость 28 мл — 60 руб.
Эспрессо, классика 40 мл — 60 руб.
Двойной эспрессо 60 мл — 120 руб.
Мокко, шоколад и взбитое молоко 170 мл — 120 руб.
Капучино, традиционный напиток 150 мл — 110 руб.
Маккиато, много кофе и немного молока 60 мл — 80 руб.
Латте 150 мл — 100 руб.
Латте с сиропом 150 мл — 110 руб.
Гляссе, шоколад, взбитые сливки, мороженое 220 мл — 110 руб.
Вы можете добавить в свою кофейную карту еще десятки наименований или, наоборот, сократить ассортимент до 7-8 видов напитков, постепенно доведя их приготовление до совершенства. Но каким бы ни был ваш ассортимент — постарайтесь сделать карту максимально простой и информативной, и тогда гости наверняка заглянут в ваше заведение еще не раз!