В далеком 2001-м году один безумный японец посетил провинцию Бамиан, расположенную в самом сердце Афганистана. Он сделал это ради поклонения древним статуям Будды Гаутамы, которые были высечены прямо в скале в окрестностях одноименного города. Его заметил кто-то из местных крестьян и доложил талибам, что иностранец творит непотребства – отрытое исповедание иных, кроме ислама, религий, в этой стране запрещено.
Мулла Омар, лидер движения Талибан, поначалу пытался поторговаться с западными странами, намереваясь получить от них экономическую помощь в обмен на разрешение провести реконструкцию буддистских памятников. Но переговоры зашли в тупик, и бамианские статуи решили уничтожить.
Приказ об этом получил один из генералов движения, который проводил операцию по умиротворению хазарейцев – основного населения афганской провинции Бамиан. Мулла Дадулла, больше известный соратникам по прозвищу Мясник, сначала обстрелял статуи из пулеметов – у Талибана не было тогда в распоряжении тяжелого оружия. Но когда это не привело к успеху, в них просверлили дырки для использования динамита. От памятников 7-8-го века, когда весь Афганистан исповедовал буддизм, остались лишь рожки, да ножки.
Давайте поговорим о жизненном пути талибского военачальника, которого боялись даже свои.
Дадулла Ахунд (ملا دادالله وند) появился на свет в 1966-м году. Его малой родиной был небольшой кишлак в окрестностях Кандагара – пуштунского сердца страны. Этот человек был представителем племени какар – до 16-го века они считались отдельным народом, но подчинились пуштунским князьям и ассимилировались.
Дадулла впервые взялся за оружие еще подростком и участвовал в партизанской войне против советской армии. Он получил неплохой военный опыт, но в конце концов лишился ноги на мине. Тем не менее, в Пакистане его залатали и вместо утраченной конечности поставили протез. До ухода СССР из его страны молодой человек больше в бой не рвался, предпочитая получать духовное образование в одном из пакистанских медресе. с того времени его стали именовать муллой, хотя он и не вел молитвы в мечетях.
Но в конце концов, он вернулся на родину. После нескольких лет сравнительно мирной жизни на юге Афганистана было создано этнически пуштунское движение Талибан. И мулла стал его преданным активистом, сразу же войдя в состав руководства. Безногий человек, обладавший огромным ростом и громовым голосом, Дадулла получил под свое командование небольшой отряд.
Первое время его знали под прозвищем Ланг («Хромой»), которое дали в честь утраченной ноги и по аналогии с Тамерланом. Но в дальнейшем полевого командира стали все чаще величать Мясником. Представляете, насколько надо быть суровым, чтобы тебя так называли хмурые ребята из Талибана?
Так или иначе, Мясник оказался отличным организатором и неплохим тактиком. Его бросали практически во все горячие точки страны – туда, где восставали те или иные афганские народы и племена. Лидер движения даже ввел его в особый военный совет из десяти высокопоставленных офицеров, который руководил всеми военными операциями талибов.
В 2001-м Дадулла подавил восстание хазарейцев-шиитов, используя тактику выжженной земли в их деревнях. Он эффектно разрушил те самые статуи, после чего был отправлен в другую часть страны. Ему поставили задачу нанести удар по самому сильному противнику талибов – Северному альянсу во главе с Ахмадом Шах Масудом. Но Панджшерского льва к тому моменту ликвидировала Аль-Каида, и силы афганских узбеков и таджиков возглавил Абдул-Рашид Дустум – бывший генерал на службе коммунистического правительства.
Этот человек имел военное образование, обладал связями за рубежом и незаурядным военным опытом. Уже в условиях натовской интервенции он сумел договориться с французами и заманил Мясника в западню. От восьмитысячного отряда талибов остались рожки да ножки, но его командир вместе со своими телохранителями сумел сбежать и ушел в горы.
Он оказался первым из видных талибов, кто после вторжения западной коалиции вышел на связь и дал интервью. Дадулла и в дальнейшем активно использовал пропаганду, а диски с его выступлениями продавались на рынке в Кандагаре за три доллара – очень приличная сумма для бедного Афганистана. Причем, слова этого человека никогда не были пустыми угрозами. После каждого его заявления сотни шахидов атаковали натовские объекты и коллаборационистов среди афганцев.
Буквально за несколько лет он сумел призвать подкрепление в сорок тысяч человек из афганских пуштунов. Глава Талибана был вынужден назначить его руководителем всех военных сил движения. В результате американцы старались без нужды не соваться в окрестности Кандагара даже в то время, когда держали в стране наибольшее количество своих войск. Из провинций Гильменд, Кандагар, Забул и Урузган он сумел изгнать местные администрации.
Мясник положил все свои силы на перевооружение подчиненных ему отрядов и добился того, что ни США, ни официальная афганская армия предпочитали не держать своих сил на юге страны. Талибан доминировал там много лет, несмотря на все свои потери. Тем не менее, в результате крупной военной операции, британский спецназ в 2007-м году отправил муллу на небо.
В результате Мясник добился того, что против него организовали собственную операцию. Британский спецназ при американском прикрытии с воздуха атаковал муллу, когда тот отправлялся на встречу к талибским лидерам. В 2007-м году он отправился к Тому, в Кого верил, а война приняла менее интенсивный характер.
#талибан #талибы #пуштуны #афганистан #афганская война