Знаете, когда я жил в Европе, меня не покидало ощущение некой искусственности, театральности этой жизни. Сказочности, что ли – не знаю, как сказать. Вроде как жизнь в витрине, или жизнь индейцев в резервации, куда приезжают туристы посмотреть на вождей в перьях, курящих трубки у фигвамов (в транскрипции нашего незабвенного Шарика из «Простоквашино»). Нет, я ходил на работу в образцовый офис, рядом с офисом был собственный завод, но вот только делалось на этом заводе не очень много – слишком уж высокооплачиваемые эти австрийские рабочие, пусть даже из гастарбайтеров. Детали оборудования, выпущенные на нашем заводе, получались просто золотыми. И только разбавленные большей долей латиноамериканского или азиатского производства они, вкупе, давали конкурентную цену. Основное делалось в Бразилии, в Китае – там были крупные заводы, и потные работяги в промасленных робах лили горячий металл одевая, подозреваю, правильные каски только тогда, когда приезжал инспектор по безопасности из Австрии или я с заказчиками. А у нас все было правильно: каски, наушники и спецовки, идеальные офисы и система менеджмента, и все вроде работало… Ну так фигвамы-то у индейцев тоже настоящие, и трубки, и даже томагавки с луками. Вот только на бизонов они больше не охотятся – зачем, если в супермаркете все есть. Но это так, ощущения.
А хорошей иллюстрацией к этим ощущениям являются маленькие немецкие, австрийские и итальянские городки. Есть даже такое общественное движение «медленный город», девиз которого: удовольствие превыше прибыли, человек важнее работы, неспешность приятнее суеты. Вроде как все верно, да? Один из таких городков, например, итальянский Орвието.
Волшебная страна тайн, загадок, чудес и красоты.
Уже на подъезде к нему наполняет предчувствие чуда. На высокой, покрытой изумрудной зеленью скале – сказочный город из теплого камня туфа манит своими древними стенами и разноцветными крышами.
По нашим меркам то ли ПГТ, то ли городишко – всего 20 тысяч жителей, а когда-то он был одним из центров этрусской цивилизации. Великая история! Представляете? Еще до Рима! Хочется погрузиться во все его славные годы, и кажется, что именно сейчас здесь, мимо тебя проходит Фома Аквитан, сопровождаемый толпой любопытных студентов, а по соседней улице печатает шаг отряд римских легионеров. А вот и русские художники 19 века – Бенуа, Резанов, Кракау, которым в 1840 году поручили реставрацию собора с как это лучше сделать – но с кем же? Не мастер ли Бевиньяте, что еще в XIII веке задумал этот шедевр, рассказывает им о своем творении?
Но это лишь сказка, сон. Прекрасное, но призрачное видение. Страна Оз, и дорога туда вымощена желтым кирпичом, аллегорией золота.
Как, мне кажется, и вся Европа. Она живет во сне, в сказке, придуманной велеречивым поэтом. В некой «матрице». Но для того, чтобы поддерживать сервера этой «матрицы», чтобы добывать "желтый кирпич" трудится весь остальной мир: потные бразильские мачо и уставшие китайские работяги, русские сварщики с матерком кувалдой поправляют уникальный станок, спроектированный трудолюбивыми индийскими студентами.
Можно, конечно, желать уехать в это чудо и сказку – и я даже не берусь осуждать тех, кто к этому стремится. В конце концов и в обычной жизни многие из нас стремятся забыться – в алкоголе, в сериалах или книгах, лишь бы убежать от суровой и не всегда благопристойной реальности. Но нужно понимать что история ушла из Орвието, из Санкт-Пёльтена и даже Вены и Рима. Она сейчас делается в грязном, переполненном машинами и потными людьми, окруженном фавелами Сан-Паулу, дымном Шанхае, никогда не спящей Москве, перенаселенном Дели. Европа сейчас все больше пробуждается от этого сна и сталкивается с суровой правдой жизни. И, по-человечески, мне даже немного жаль её – как жаль всегда будить спящего, улыбающегося и пускающего слюни в сладких грезах . Может быть лучше ей было оставаться спящей в своей волшебной сказке. В конце концов, это выбор каждого – жить в реальности, или во сне. Каков ваш?
#туризм #путешествия #Италия #Орвието #Умбрия #история #архитектура #Европа #волшебная_страна #матрица