Найти в Дзене
История живописи

Петр Грузинский - позабытый жанровый и батальный (поневоле?) художник

Изначально Петр Грузинский самостоятельно изучал живопись, а в 1851 году поступил в среднее воспитательное училище Академии художеств. Эту свою работу он напишет через год после поступления, на ней можно оценить успехи молодого (на тот момент 15-летнего) студента:

"Возчики", П.Н. Грузинский, 1852. Раменский историко-художественный музей. Судя по этой репродукции состояние полотна оставляет желать лучшего.
"Возчики", П.Н. Грузинский, 1852. Раменский историко-художественный музей. Судя по этой репродукции состояние полотна оставляет желать лучшего.

Ирония судьбы художника заключается в том, что он был в свое время известен более всего как баталист (обучался под руководством профессора батальной живописи Виллевальде), но до нас практически не дошли его батальные полотна. А вот жанровая живопись (где изображены сцены из повседневной жизни) в его исполнении дошла до нас в гораздо большей сохранности:

"На сенокосе", П.Н. Грузинский, 1860. Русский музей, Санкт-Петербург.
"На сенокосе", П.Н. Грузинский, 1860. Русский музей, Санкт-Петербург.
"Почтальон", П.Н. Грузинский, 1861. Третьяковская галерея, Москва.
"Почтальон", П.Н. Грузинский, 1861. Третьяковская галерея, Москва.
"Домой", П.Н. Грузинский, 1881. Иркутский областной художественный музей.
"Домой", П.Н. Грузинский, 1881. Иркутский областной художественный музей.
"Уборка хлеба", П.Н. Грузинский, 1883. Рыбинский музей-заповедник.
"Уборка хлеба", П.Н. Грузинский, 1883. Рыбинский музей-заповедник.
"В пути", П.Н. Грузинский, 1888. Частная коллекция.
"В пути", П.Н. Грузинский, 1888. Частная коллекция.

Так, например, полотно за которое он получил Большую золотую медаль Академии художеств "Взятие Гуниба на Кавказе в 1859 г." до нас не дошло, есть только его описание из одного из журналов того времени:

Сцена штурма этой твердыни, считавшейся неприступной, передана художником без ложного пафоса, просто и убедительно. Сплоченная масса русской пехоты производит впечатление спокойной и грозной силы. В этой картине нет индивидуального героя. Действующим лицом в ней является народ в солдатских белых рубахах. По своему характеру и силе это произведение принадлежит к лучшим образцам русской реалистической живописи 2-й половины XIX века.

После окончания Академии художеств в 1862 году, Грузинского отправляют в оплачиваемую государством поездку в Европу на целых шесть лет. Там он напишет еще несколько картин, до нас дойдут опять же не все, только одна:

"Рынок в Фонтенбло", П.Н. Грузинский, 1864. Русский музей, Санкт-Петербург.
"Рынок в Фонтенбло", П.Н. Грузинский, 1864. Русский музей, Санкт-Петербург.

Однако эти жанровые картины со сценами европейской жизни (остальные, судя по названиям, были того же жанра) совет Академии художеств, очевидно, не оценил, так как выдал рекомендацию художнику "заниматься исключительно баталической живописью".

Видимо для этого художник прерывает свое европейское путешествие и возвращается в Россию, где в 1865 году отправляется на Кавказ с целью изготовления этюдов с натуры, изучения местных типов и вообще собирания материалов для задуманной им батальной картины на тему Кавказкой войны. Но уже там, в горах, изначальная задумка несколько видоизменилась:

"Оставление горцами аула при приближении русских войск", П.Н. Грузинский, 1872. Русский музей, Санкт-Петербург.
"Оставление горцами аула при приближении русских войск", П.Н. Грузинский, 1872. Русский музей, Санкт-Петербург.

Грузинский собирался написать картину к Всемирной парижской выставке 1867 года, но не успел. Окончательно вернувшись в Россию в 1872 году, за нее он получает звание академика, а саму картину через год отправляют на всемирную выставку в Вене. Побывавший на этой выставке Фёдор Михайлович Достоевский неопределенно высказался в своих "Записках писателя" об этой картине:

Про исторический род и говорить нечего; в чисто историческом роде мы давно уже не блистаем, а стало быть, Европу и не удивим; даже батальным родом не очень удивим; даже переселение черкесов (огромная пестрая картина, может быть с большими достоинствами, - не могу судить) не произведет, по-моему, за границею слишком сильного впечатления.

После возвращения в Россию художник поселился в столице, где работал по заказам в том числе императорского двора, совершал поездки в Поволжье и на юг страны, участвовал как в отечественных выставках так и зарубежных. И до конца своей жизни писал все больше жанровых полотен, а не батальных, которых так жаждала от него Академия художеств.

"В дозоре", П.Н. Грузинский, 1887. Горловский художественный музей. Вот одна из немногих картин, дошедших до нас, которую можно отнести к батальному жанру.
"В дозоре", П.Н. Грузинский, 1887. Горловский художественный музей. Вот одна из немногих картин, дошедших до нас, которую можно отнести к батальному жанру.
"Масленица", П.Н. Грузинский, 1889. Русский музей, Санкт-Петербург.
"Масленица", П.Н. Грузинский, 1889. Русский музей, Санкт-Петербург.
"Крестьянская девочка у саней", П.Н. Грузинский, 1891. Частная коллекция. Одна из последних работ художника, через год он скончается в Санкт-Петербурге.
"Крестьянская девочка у саней", П.Н. Грузинский, 1891. Частная коллекция. Одна из последних работ художника, через год он скончается в Санкт-Петербурге.

Надеюсь, что из этой статьи вы узнали что-то новое для себя. Если понравилось - ставьте лайки и подписывайтесь, если есть вопросы - пишите в комментариях, обязательно постараюсь ответить.