Найти тему
Журнал "Лучик"

Про софистов и демагогов

Оглавление

В древнегреческом городе Абдеры, во Фракии, жил выдающийся философ Протагор. «Смотрите, – говорил Протагор своим ученикам. – В одной стране люди почитают одних богов, а в другой – совсем других. То, что считаю истиной я, другой человек может считать неправдой. Погода, которая для одного человека жаркая, другому может казаться прохладной. Что это значит? Это значит, что всё зависит от точки зрения. Человек есть мера всех вещей! Всё такое, каким оно кажется человеку!»

Протагор Абдерский
Протагор Абдерский

Если подумать хорошенько, то, скорее всего, мы придём к выводу, что Протагор во многом прав. Например: в лодке плывут трое – молодой мужчина, его маленькая дочь и его старенькая мать. Лодка тонет! Мужчина может спасти только одного человека… Кого он кинется спасать? У нас в России – ребёнка. А в Китае – наоборот. Старушку.

Эта статья победила в прошлом голосовании со счётом 44:28. Поэтому статьи "Как измеряют расстояние до звёзд" не будет. Демократия свята!

Истины не существует?

Рассуждая таким образом, Протагор пришёл к выводу – истины не существует! Всё зависит только от наших убеждений, от нашей точки зрения.

А это значит, истинный мудрец (то есть софист; по-гречески «мудрость» – «софия», а «мудрец», соответственно, – «софист») может управлять чужой точкой зрения, переубеждать и добиваться именно того результата, который нужен.

Протагор занялся этим и стал очень знаменит. Молва о мудром философе, который с помощью убедительных рассуждений может доказать правоту чего угодно, разнеслась по всей Греции.

Один горожанин, встретившись с Протагором, спросил: «Правда ли, что ты можешь доказать, что чёрное – это белое, а белое – это чёрное?» Протагор в ответ пригласил горожанина погостить у себя в доме два дня. В первую ночь он устроил ему роскошную постель с подушками и одеялами чёрного цвета, а на вторую – с белыми одеялами и подушками. На третий день он спросил у горожанина: «Почувствовал ли ты разницу между чёрной и белой постелью?» «Нет!» – честно ответил горожанин. «Вот видишь, если между чёрным и белым нет разницы, значит, они есть одно и то же!» – торжественно провозгласил философ.

-2

А вот как Протагор доказывал, что все люди живут в одном и том же месте. «Где ты пребываешь каждую ночь?» – спрашивал он одного человека. «Дома!» – отвечал тот. «А ты?» – спрашивал Протагор другого человека. «Дома!» – отвечал другой человек. «И я тоже ночую дома, – заключал философ, – а значит, все мы живём в одном месте!» В те времена это впечатляло...

Многие горожане очень быстро сообразили, что такой смекалистый философ – просто настоящий подарок для судебных разбирательств!

Некие Эвритм и Главк украли лошадь у местного богача. Защищать их вызвался Протагор. «Помните ли вы, граждане, – спросил он, – как эта лошадь на базаре копытом опрокинула тележку хлеботорговца в прошлом году?» «Да, такой случай был», – признали горожане. «Значит, лошадь этого человека была бешеная и представляла опасность для нашего города! Эвритм и Главк хотели увести её отсюда, чтобы она не угрожала нам всем! Они не воры, а, напротив, достойны самой высокой награды!»

-3

Нетрудно догадаться, что многие люди стремились стать учениками Протагора, чтобы научиться так виртуозно жонглировать словами, фактами и понятиями. Одним из первых учеников Протагора был Эватл, который заключил с философом такое соглашение: он отдаст учителю в уплату за обучение все деньги, которые получит за свой первый выигранный судебный процесс. Однако после того, как обучение закончилось, Эватл не стал вести судебные процессы! Денег он не получал и, соответственно, ничего Протагору не заплатил.

Взбешённый Протагор впервые в жизни сам обратился в суд. «Ответчик Эватл заплатит мне в любом случае! – заявил он. – Если он проиграет, то заплатит мне по решению суда, а если выиграет – то заплатит по нашему с ним договору!»

Однако Эватл показал, что хорошо усвоил уроки учителя. «Неправда! – ответил он. – Если суд решит, что я проиграл, то я не заплачу тебе по нашему договору – ведь дело я не выиграл. А если суд решит, что я выиграл, то платить будет нельзя по решению суда!» После долгих совещаний суд решил, что раз Протагор заключил с учеником невыгодное для себя соглашение, то он сам виноват. Протагор никаких денег не получил.

-4

После этого Протагор перестал заключать такие заумные договоры – он просто стал брать с учеников огромную плату. Обучение у философа стоило 100 мин – это около 50 килограммов серебра!

Популярность школы софистов росла – однако одновременно росла и ненависть горожан к софистам. Из чисто философского учения софизм превратился в изворотливое крючкотворство, в способность оправдать преступника или, наоборот, справедливое и доброе дело превратить преступление – причём за немалые деньги! Слово «софист» («мудрец») быстро превратилось в самое настоящее ругательство.

В конце жизни Протагор потерял популярность, а затем был обвинён в безбожии и подвергнут остракизму – с позором изгнан из города. Вскоре он погиб во время кораблекрушения, что многими греками рассматривалось как справедливая кара богов...

-5

В чём тут фокус?

В чём заключалось искусство софистов? Они маскировали внутри своих логических заключений очень хитрые, тщательно спрятанные ошибки.

«Если равны половины, то равны и целые, – учили они. – Если кувшин масла наполовину полон, это означает, что он наполовину пуст, и наоборот. Тогда полный кувшин масла и пустой – это одно и то же!» Здесь ошибка спрятана в игре слов: «полупустое» и «полуполное» – это действительно одно и то же, математически 1/2, но «целое» от половины всегда будет единица (а никак не ноль).

«Если человек не терял чего-то, у него это есть. Ты не терял рога – значит, у тебя есть рога!» Здесь ошибка спрятана в изначально неверной посылке: если человек чего-то не терял, это вовсе не значит, что это у него есть.

«Эмпедокл уважает Гипатия, Гипатий уважает Эмпедокла – значит, они уважаемые люди! А разве уважаемые люди способны на такую низость, как кража корзины оливок на рынке?» Здесь и игра слов («уважаемый человек» значит «уважаемый многими людьми», а не кем-то одним), и так называемый «переход на личности», когда вместо поступка начинает оцениваться сам человек.

Эти и многие другие излюбленные приёмы софистов в Средние века школьники обязательно изучали в курсе риторики – чтобы уметь распознать такие приёмы в споре и вовремя разоблачить их. Философская школа софистов уже давным-давно не существует, но софизмы никуда не делись – и их, к сожалению, довольно часто используют нечистые на руку политики, адвокаты и общественные активисты. Таких людей мы обычно называем демагогами.

Что такое демагогия?

Слово пришло из той же Древней Греции. «Демагог» примерно означает «тот, кто ведёт народ», «поводырь народа». Демагоги опирались на поддержку необразованных слоёв общества – то есть на тех людей, которым трудно было разоблачать лживые софизмы. С тех самых пор политическая агитация, которая ведётся с помощью софизмов, называется демагогией.

-6

Давайте рассмотрим примеры демагогии, использующей софизмы.

«Моя мама лучше всех!» – так может сказать каждый из нас. «Мой город – самый лучший». «Моя страна – самая лучшая». В этом нет ничего плохого, напротив!..

...Но стоит продолжить логические рассуждения чуть дальше – и уже получается «значит, остальные страны хуже моей». И уже звучат заключения «раз другие хуже, то они должны быть нашими слугами, «раз другие хуже, то они должны быть нашими слугами»«раз мы лучше, то нам больше положено» – и так далее... Примитивно? Да! Но ведь работает!

А различного рода современные «общественные движения»? «Мы боремся за спасение природы», – заявляют они, «мы боремся за права женщин», «мы боремся за права животных» – «мы боремся за хорошее, а значит, мы хорошие и не можем делать что-то плохое!»

И снова мы видим здесь всё те же самые софизмы – на самом деле можно быть «борцом за хорошее» и одновременно совершать насилие, нарушать права других людей, нарушать приличия и законы... Благородные цели вовсе не лишают человека возможности делать плохое!

-7

Софистика и юмор

Однако с помощью софизмов можно не только обмануть, но и рассмешить! Вот фрагмент из книги «Малыш и Карлсон», когда Карлсон «курощает» домомучительницу фрекен Бок:

– Ты уже перестала пить коньяк по утрам, отвечай – да или нет?
У фрекен Бок перехватило дыхание. Она хотела что-то сказать, но не могла вымолвить ни слова.
– Повторяю свой вопрос! – сказал Карлсон – Ты уже перестала пить коньяк по утрам?
– Да, да, конечно, – убеждённо заверил Малыш, которому так хотелось помочь фрекен Бок.
Но тут она совсем озверела.
– Нет! – закричала она, окончательно потеряв голову.
Малыш покраснел и подхватил, чтобы её поддержать
– Нет, нет, не перестала
– Жаль! – сказал Карлсон. – Пьянство к добру не приводит.
-8

Здесь Карлсон, сам того не зная, использует древний приём софистов: на самом деле далеко не на каждый вопрос можно дать простой ответ «да» или «нет».

То ли дело – в наших голосованиях! Вот, например, что мы с вамбудем читать в следующий раз? Мимо «Как измеряют расстояние до звёзд» мы уже просвистели (надо было активнее голосовать!), теперь новый выбор:

1. Зачем люди едят то, что вредно, и почему называют это едой?

(Это нас одна юная читательница однажды спросила. Мы ответили – и вышел грандиозный скандал!.. Впрочем, об этом потом, если выберете.) Если вы за эту статью, оставьте, пожалуйста в комментариях цифру 1.

2. Что будет, если взорвать атомную бомбу в Марианской впадине?

(А это уже вопрос юного читателя.) Если вы за впадину, оставьте в комментариях цифру 2. Спасибо!

А на картинке в прошлый раз у нас был не дезинфектор и не пожарная машина, а пылесос. (Мы же говорили о космической пыли.) Раньше в пылесосы запрягали лошадей и возили по улицам, а шланги в квартиры протягивали через окна.

Новый вопрос. Что это?

-9

Ну, понятно, что хлеб, а почему он такой? Лилипуты испекли Гулливеру?