Найти тему
Сайт психологов b17.ru

Ничего личного

Метафора, прекрасный инструмент терапии. Для того, чтобы он сработал, она должна подходить под внутренний мир человека, быть созвучной с его образами. Не всегда такая метафора находится быстро. Порой книга или фильм в этом помогают . «Ничего личного», это расхожее словосочетание послужило названием камерному немного странному фильму режиссера Урсулы Антоняк, совместного производства Ирландии и Нидерландов. Сюжет очень прост. Молодая голландская девушка стремится к свободе через отсутствие всяких привязок. Она продает все имущество и скитается по островам в Ирландии, живет в палатке и питается тем, что удается достать или заработать. Так она оказывается в доме такого же одинокого человека на острове, у которого работает за еду. Одиночество, это то, чем они оба дорожат, поэтому заключают договор, по которому в их отношениях не может быть ничего личного.

Я не претендую на лавры кинокритика, а пишу эти строки потому, что фильм очень психологичен. Он представляет собой иллюстрацию стремления к контакту и страха отношений, шизоидности в ее почти гротескном проявлении. Персонажи приближаются друг к другу бесконечно медленно, выверяя каждый шаг этого сближения, защищая свое одиночество, как самую большую ценность. Однако, интерес к другому заложен в нас природой, он постепенно берет верх над страхом. В конце концов, отношения складываются, они очень хрупкие, и, не успев оформится, трагично заканчиваются.

Часто в обычных человеческих контактах присутствует этот внутренний конфликт: с одной стороны естественное желание быть вместе, с другой — сильный страх близких отношений. Этот страх маскируется жесткими требованиями к потенциальному партнеру или так называемой заниженной самооценкой, чтобы не признавать, не чувствовать его сдерживающюю силу. А раз так, то и преодолеть это нет никакой возможности. Вот и мучается человек: шаг вперед, шаг назад, отношений не получается.

Не получилось их по-настоящему и в этом фильме. Она, молода и полна сил, ее психика способна победить страх, и она к этому на пути. Он уже немолодой, не очень здоровый, сформировавший свои убеждения и жизненный уклад давно и прочно. Ему сложнее, он борется с противоречиями, с сомнениями, которые заставили испытывать забытые и потому опасные для него сильные эмоции. Он не справляется.

Этот фильм, своего рода метафора того, как желание борется со страхом — неоправданным, избыточным с точки зрения здравого смысла. Но то, как человек взаимодействует с миром определяет не рациональный посторонний взгляд, а его убеждения, ценности, воспитание, привычки. Чтобы справится с этим, нужна мотивация. Она появляется, когда становится плохо, когда ситуация обнажает конфликт, заставляя делать выбор. Это обязательно сопровождается сильными эмоциями. Они прямо говорят, даже кричат: что-то не так, что-то надо менять, пересматривать картину в голове, которая перестала соответствовать реальности. Страх отношений, это следствие усвоенных когда-то давно установок и внушений. Значит, их надо корректировать, иначе придется отказаться от желаний.

И еще одна мысль, на которую меня натолкнул фильм. Одиночество в нем главный персонаж. Кажется, через его оболочку не может пробиться желание контакта. Но пути есть. У героини это музыка. Взаимодействие происходит через чувства, проявление которых позволяет себе человек. Музыка вызывает сильные эмоции, которые приоткрывают ее внутренний мир, ими хочется поделиться. Может быть, это единственный для нее канал эмпатии, но именно через него она пришла в отношения. Не просто, порой, бывает найти в начале общения тропинку к сближению, тщательно оберегаемую, потому, что, возможно, близость когда-то ранила. Чем больше открыт, тем легче получить боль. Но, к каждому такая тропинка есть, надо только быть внимательным к человеку, а это часто не получается, потому, что оно, внимание, сосредоточено на себе.

Записаться ко мне на консультацию можно по т.+7953 106 00 24, там же мессенжеры, skype echvalun

-2

Автор: Чвалун Евгений Викторович