New York, New York, 1977
Нью-Йорк, Нью-Йорк, реж. Мартин Скорсезе
Что и говорить, к любому фильму возможно лучшего из ныне живущих американских режиссеров так или иначе применим эпитет 'музыкальный'. Если гангстерские эпики девяностых 'Славные парни' и 'Казино' предлагают антологию популярной американской музыки преимущественно 50-60 годов, то 'Нью-Йорк, Нью-Йорк' акцентирует внимание на эстрадно-джазовой сцене послевоенных лет.
Вникать в нюансы почти трехчасовой истории взаимоотношений экранных героев Де Ниро и Минелли пожалуй не столь интересно, как выяснять подоплеку музыкальную. Контекст тут богатый - например, хорошо известный коллекционерам джазовых пластинок саксофонист Джорджи Олд, выступавший в качестве музыкального консультанта картины, исполняющий в фильме роль руководителя музыкального коллектива и записавший соло героя Де Ниро, в своей собственной жизни оказывался вовсе не на месте своего персонажа, а как раз в шкуре Де Ниро, возглавляя покинутых своим бендлидером Арти Шоу музыкантов во время гастролей.
Еще занятней история заглавной темы, создание которой и правда по ошибке можно отнести к условно сороковым годам. На деле же она была специально написана к фильму знаменитым тандемом Фреда Эбба - Джон Кандера, ответственным в первую очередь за мюзиклы 'Кабаре' и 'Чикаго' - фильм провалился в прокате и мелодия осталась лишь в концертном репертуаре Минелли, пока в 1980 году на своем грандиозном альбоме 'Trilogy' ее не исполнил Фрэнк Синатра.
Мелодия мгновенно стала хитом и спустя время заняла место неформального гимна самого знаменитого города Америки.
The Snows of Kilimanjaro, 1952
Снега Килиманджаро, реж. Генри Кинг, Рой Уорд Бейкер
Что может принести большее удовольствие, чем флирт под музыку Альфреда Ньюмана, исполненную Бенни Картером?
Наслаждаются процессом Грегори Пек и Ава Гарднер в фильме 'Снега Килиманджаро' 1952 года - впрочем, на то, чтобы влюбить в себя ярчайшую актрису Голливуда у героя уходит всего пара минут.
Поговаривают, что это одна из немногих записей маэстро на так называемом C-Melody саксофоне, чем-то между альтом и тенором - на экране же мистер Картер появляется с привычным альт-саксофоном в руках.
Glengarry Glen Ross, 1992
Гленгарри Глен Росс (Американцы), реж. Джеймс Фоули
Лауреатом Пулитцеровской премии сценарист Дэвид Мэмет стал еще в 84-м году, однако для того, чтобы его задумка была перенесена на большой экран потребовалось восемь лет.
За это время не только сам автор несколько переработал пьесу под формат кино, добавив знаменитую сцену с Алеком Болдуином, но и проект успел обрасти откровенно звездным актерским составом, от Аль Пачино и Кевина Спейси до Джека Леммона и Джонатана Прайса. Поговаривают, что Мэмет сам долгое время работал в продажах, чем и обусловлена безупречная точность диалогов постановки.
Режиссеру же Джеймсу Фоули, который по вполне очевидным причинам считает этот фильм лучшим в своей карьере, осталось обернуть происходящее в напрашивающуюся нуарную упаковку - значительная часть бюджета картины ушла на устройство мгновенно создающего нужное настроение искусственного дождя.
С музыкальной составляющей помог Джеймс Ньютон Ховард - фильм сопровождают его композиции, слышится саксофон Уэйна Шортера, звучит плотный бас Джона Патитуччи.
Judas Kiss, 1998
Поцелуй Иуды, реж. Себастьян Гутьеррес
Обаятельный нео-нуар конца девяностых так и просится в рубрику #джазвкино - композитор Кристофер Янг задает соответствующие настроение еще на открывающих титрах.
Самый сок наряду с его джазовым сопровождением тут конечно в актерском тандеме Эммы Томпсон / Алана Рикмана, на месте и традиционные для жанра непредсказуемости.
La La Land, 2016. Ла Ла Ленд, реж. Дэмьен Шазелл
Какое удовольствие наблюдать в кино настоящие пластинки, ту самую, двухглазую коламбию, например - более того, когда в кадре Гослинг пытается наигрывать 'Japanese Folk Song' Монка.
Более того, как утверждает автор саундтрека Джастин Гурвиц, актер тренировался по два часа в день шесть в дней в неделю для того, чтобы сыграть большинство фортепианных кусков не прибегая к дублеру или графике. Джон Ледженд обзавидовался.
Стоит ли говорить, что режиссер фильма Шазелл первый со времен легендарного Боба Фосси и его 'Кабаре' 1972 года кому удалось получить режиссерский Оскар за мюзикл - всего фильм попробовался в 14 номинациях, из которых выиграл в шести.
Ждать от фильма настоящего #джазвкино не стоит - он, безусловно, присутствует, однако в очень умеренных и, главное, уместных количествах.