Если вы смотрели хотя-бы несколько голливудских блокбастеров, вышедших за последние 30 лет, вы обязательно его видели. Огромный, брутальный, узнаваемый полицейский седан, увешанный люстрой спецсигналов и тараном. Или скромный, черный автомобиль агентов ФБР Малдера и Скалли. Или даже такси в Нью-Йорке 90-х годов. Это все он - Ford Crown Victoria первого поколения.
К началу 90-х годов 20 века американские машины категории fullsize потихоньку умирали. Частные покупатели все реже останавливали свой выбор на прожорливых и стремительно устаревающих полноразмерниках. Однако, стандарты полицейских департаментов, федеральных служб и корпоративных гаражей были написаны именно под такой формат автомобилей. Машина должна быть рамной, заднеприводной, иметь атмосферный мотор V8 и автоматическую трансмиссию.
Компания Ford в 1991 году выпустила свое 13 поколения полноразмерного седана. Модель вышла под названием Ford Crown Victoria. Имея длину более 5.3 метра, ширину почти 2метра и массу 1,8 тонны, новинка полностью соответствовала стандартам класса fullsize. Производитель использовал платформу Panther от прошлого поколения, однако основательно поработал над аэродинамикой. Коэффициент лобового сопротивления Сх составлял 0,34, что вполне достойно выглядит и спустя 30 лет. Внешне машина абсолютно не походила на угловатые «чемоданы» 1980-х и смотрелась вполне свежо и даже изящно, не смотря на свои габариты.
Силовая установка была тоже новой. 4,6 литровый мотор V8 серии Modular получил верхнее расположение распредвалов, моновпрыск топлива и выдавал мощность 190 л.с и крутящий момент 353 Нм. Работая с 4 ступенчатой АКПП, мог разогнать машину до 60 миль в час (96 км/ч) за 10 секунд. Расход бензина, с октановым числом не ниже 87 составлял 13 литров в городе и 9 на трассе. В реальной эксплуатации расход был выше на пару литров, но все равно существенно ниже, чем у предшественников и у конкурентов от GM. Подвески – спереди поперечные двойные рычаги со стабилизатором поперечной устойчивости, сзади неразрезной мост на пружинах, тоже со стабилизатором. Тормоза - дисковые по кругу. АБС – опция. Рулевое управление – архаичной конструкции в виде механизма «винт-шариковая гайка», с гидроусилителем.
Архитектура салона – типично американская: очень много места в ширину. Спереди трехместный диван (в базе), что делает машину шестиместной. Среднему переднему пассажиру ничего не мешает - на торпедо нет центральной консоли, селектор коробки расположен на рулевой колонке. В обязательном порядке присутствует кондиционер, электропакет стекла/зеркала, водительская подушка безопасности, магнитола. Всего же комплектаций было 4, можно было получить кожаный салон, пассажирскую подушку безопасности, раздельные передние кресла, легкосплавные диски, АБС и трекшн-контроль, круиз-контроль, слегка форсированный до 210 л/с мотор, усиленную подвеску (более жесткие амортизаторы), пневмоподвеску, акустику JBL с усилителем, электропривод обоих передних сидений, декоративные полосы («страйпы») по бортам автомобиля, передние поворотники с подсветкой обочин(corner lights), электронную панель приборов.
В комплектации Police Interceptor была изменена подвеска, пружины стали более жёсткими, а стабилизаторы менее «валкими». Тормоза усилены. Двигатель – только форсированная до 213 л/с версия с двойным выхлопом. На переднем бампере часто устанавливался таран. Именно эта модификация стала основной рабочей лошадью департаментов полиции по всем Штатам, передав эстафету следующему поколению.
Последующие годы приносили постоянные доработки, не меняя модели принципиально. В 93 и 95 модельных годах последовали фэйслифтинги, слегка освежившие внешность в тренде новых веяний дизайна. В 1997 году выпуск первого поколения Ford Crown Victoria был прекращен, ему на смену пришло второе поколение, являвшееся по сути глубоким рестайлингом первого. Годом ранее, в 1996 на пенсию ушел основной конкурент в этом сегменте Chevrolet Caprice, что сделало Crownvic, и соплатформенных ей Mercury Grand Marquis и Lincoln Town Car единственными полноразмерными рамными седанами на американском рынке. О втором поколении модели будет в следующем материале. Так-же будет отдельная статья, или цикл статей о платформе Panther и машинах на ее базе.