Найти тему

Ф.Г. Раневская. РГАЛИ. Фонд 2788.

Ф.Г. Раневская в одной из первых своих ролей - роли статистки в спектакле «Тот, кто получает пощечины», сыгранной в дачном театре в Малаховке. Фотография. 1915 г. РГАЛИ, ф. 2788.
Ф.Г. Раневская в одной из первых своих ролей - роли статистки в спектакле «Тот, кто получает пощечины», сыгранной в дачном театре в Малаховке. Фотография. 1915 г. РГАЛИ, ф. 2788.

За свою долгую жизнь Фаина Раневская трижды становилась лауреатом Сталинской премии (в 1949 и дважды в 1951 г.), в 1961 г. получила звание народной артистки СССР, в 1950 и 1967 гг. – два ордена Трудового Красного знамени, а в 1976 г. – орден Ленина. Народная любовь к ней не знала границ, а многие ее острые и меткие высказывания стали крылатыми выражениями. Но при кажущемся благополучии путь Раневской к признанию и славе был тернист не только в силу жизненных обстоятельств, но и в силу особенностей ее характера, в котором внешний комизм был лишь ширмой для глубокого одиночества и трагических сомнений в себе и своем искусстве.

Фаина Георгиевна Раневская (настоящее имя – Фанни Гиршевна Фельдман) родилась в Таганроге в состоятельной купеческой семье, училась в местной Мариинской гимназии. Подростком она увлеклась театром, но родители решительно противились желанию девушки стать актрисой. Это не остановило ее. Порвав с семьей, она в 1915 г. уехала в Москву, чтобы поступить в одну из театральных школ. Все попытки оказались неудачными – Фанни никуда не брали как «неспособную». С трудом удалось устроиться в частную театральную школу, но и оттуда вскоре пришлось уйти из-за невозможности достать плату за занятия.

Ф.Г. Раневская с братом Яковом. Фотография. Начало 1900-х гг. РГАЛИ, ф. 2788.
Ф.Г. Раневская с братом Яковом. Фотография. Начало 1900-х гг. РГАЛИ, ф. 2788.

В каком-нибудь сентиментальном романе это стало бы развязкой: непутевая дочь, испробовав самостоятельной жизни, вынуждена вернуться в отчий дом, где ее ждет прощение и респектабельное будущее. Но тяга Раневской к сцене была слишком велика, чтобы отступиться от своей мечты. Ей удалось устроиться на небольшие роли в дачный летний театр в Малаховке, где ее партнерами по сцене оказались многие известные артисты московских театров. Частные уроки по дикции, декламации и постановке голоса вместе с ежедневным наблюдением за их игрой уж точно давали Раневской не меньше, чем занятия в посредственной театральной школе.

После окончания летнего сезона она вновь осталась без работы и осенью 1915-го с трудом подписала договор на «35 рублей в месяц со своим гардеробом» на роли «героинь-кокет» с пением и танцами, поступив в антрепризу Е.А. Лавровской в Керчи. Зрители мало интересовались новой труппой и спектакли ее успеха не имели, зато именно здесь Раневская обрела свой псевдоним, взятый в честь чеховской героини.

Неустановленный художник. Дружеский шарж на Ф.Г. Раневскую. Бумага, графитный карандаш, цветные карандаши. Ялта, 1921 г. РГАЛИ, ф. 2788.
Неустановленный художник. Дружеский шарж на Ф.Г. Раневскую. Бумага, графитный карандаш, цветные карандаши. Ялта, 1921 г. РГАЛИ, ф. 2788.

Начинающей актрисе пришлось сменить несколько антреприз, выживая иной раз за счет продажи собственного гардероба, прежде чем она встретилась со знаменитой актрисой Павлой Леонтьевной Вульф. Она разглядела в Раневской настоящий талант, стала ее учителем и ближайшим другом до конца своих дней, но прежде помогла ей устроиться сначала в собственную театральную антрепризу, а затем на постоянное место в труппу «Театра актера» (после 1917 г. – «Первый советский театр в Крыму»).

В 1924 г. Ф.Г. Раневская вернулась в Москву и короткое время работала в театре Московского отдела народного образования, затем в Бакинском рабочем театре, в драматических театрах в Волгограде, Смоленске, Гомеле, Архангельске. В 1931 г. 35-летняя Раневская окончательно переехала в Москву и поступила в Камерный театр, где служила до 1933 г., затем перешла в Центральный театр Красной Армии (1933-1939), Театр драмы (ныне Московский театр имени В. Маяковского) (1943-1949) и Московский драматический театр имени А.С. Пушкина (1955-1963). Но все же для большинства театралов она навсегда осталась актрисой Театра имени Моссовета, где с перерывом служила больше четверти века (1949-1955 и 1963-1984 гг.) и где ею были созданы прославленные роли миссис Сэвидж («Странная миссис Сэвидж») и Люси Купер («Дальше — тишина»).

Ф.Г. Раневская в роли Зинки в спектакле «Патетическая соната», сыгранной в Камерном театре. Фотография. 1931 г. РГАЛИ, ф. 2788.
Ф.Г. Раневская в роли Зинки в спектакле «Патетическая соната», сыгранной в Камерном театре. Фотография. 1931 г. РГАЛИ, ф. 2788.
Фотография Ф.Г. Раневской. Баку, 1929 г. РГАЛИ, ф. 2788.
Фотография Ф.Г. Раневской. Баку, 1929 г. РГАЛИ, ф. 2788.

Когда в 1950 г. Ф.Г. Раневская отмечала 35-летие творческой деятельности, оказалось, что за эти годы ею было сыграно более 200 ролей в театре и всего 20 ролей в кино, но каких ролей! Госпожа Луазо в «Пышке» (1934), Ляля в «Подкидыше» (1939), Роза Скороход в «Мечте» (1941), бабушка в картине «Слон и веревочка» (1945), мачеха в «Золушке» (1947) и другие – от эпизодических до главных, но одинаково запоминающиеся. В последующие годы фильмография Раневской пополнилась незначительно, что объяснялось нелюбовью актрисы к работе в кинематографе: «деньги съедены, а позор остался», – как всегда, бескомпромиссно характеризовала она эту сторону своей биографии. Мучения, вызванные преследовавшей ее на протяжении десятилетий фразой «Муля, не нервируй меня!», убеждали Ф.Г. Раневскую в правильности своего выбора преимущественно театральной стези.

Ф.Г. Раневская в роли миссис Этель Сэвидж в спектакле «Странная миссис Сэвидж», сыгранной в Театре имени Моссовета. Фотография В. Петрусовой. 1966 г. РГАЛИ, ф. 2788.
Ф.Г. Раневская в роли миссис Этель Сэвидж в спектакле «Странная миссис Сэвидж», сыгранной в Театре имени Моссовета. Фотография В. Петрусовой. 1966 г. РГАЛИ, ф. 2788.

Несмотря на самый широкий круг знакомств, в который входили как прославленные актеры старшего поколения, так и ее ровесники – П.Л. Вульф, О.О. Садовская, В.И. Качалов, В.Ф. Комиссаржевская, О.Н. Абдулов, Н.Д. Мордвинов, режиссеры С.М. Михоэлс, С.М. Эйзенштейн, поэты М.И. Цветаева, В.В. Маяковский, М.А. Волошин, О.Э. Мандельштам, А.А. Ахматова и многие другие, Ф.Г. Раневская прожила жизнь в одиночестве. В последние годы самым близким существом для нее стал пес Мальчик, которого она подобрала на улице. Его фигурка установлена и на ее могиле на Новом Донском кладбище в Москве.

И.И. Игин. Дружеский шарж на Ф. Г. Раневскую. С дарственной надписью автора. Бумага, графитный карандаш, тушь, автограф. 1969 г. РГАЛИ, ф. 2788.
И.И. Игин. Дружеский шарж на Ф. Г. Раневскую. С дарственной надписью автора. Бумага, графитный карандаш, тушь, автограф. 1969 г. РГАЛИ, ф. 2788.

В середине 1970-х гг. Ф.Г. Раневская начала передавать свой творческий архив в РГАЛИ (тогда ЦГАЛИ СССР), где в 1977 г. был образован ее личный фонд № 2788. Частые переезды, эвакуация, смена квартир не способствовали сохранности архива, поэтому в нем почти не осталось переписки, творческих и биографических материалов довоенного и военного времени. Мемуары, над которыми она работала несколько лет, Раневская, по собственному признанию, уничтожила, как и свои дневники. Но даже в таком неполном виде архив актрисы остается уникальным источником для изучения сложной и многогранной личности Ф.Г. Раневской.

Ф.Г. Раневская в группе с Н.С. Сухоцкой и псом Мальчиком. Фотография. Начало 1980-х гг. РГАЛИ, ф. 2788.
Ф.Г. Раневская в группе с Н.С. Сухоцкой и псом Мальчиком. Фотография. Начало 1980-х гг. РГАЛИ, ф. 2788.

***

Несмотря на то, что дневники актрисы были уничтожены, в ее архиве сохранилось несколько папок отрывочных дневниковых записей разных лет, касающихся людей, с которыми ей довелось дружить и работать, и событий, которым она была свидетелем. Предлагаем вашему вниманию отрывки из этих записей, которые открывают другую, незнакомую большинству из нас Фаину Раневскую:

«”Разговор по душам с самой собой”. Сейчас смотрела Качалова в кино. Барон. Это — чудо как хорошо. Это совершенно! Шла домой и думала: что сделала я за 30 лет? Что сделала такого, за что мне не было бы стыдно перед своей совестью? Ничего. У меня был талант, и ум, и сердце. Где все это?»

Ф.Г. Раневская. Дневниковая запись о В.И. Качалове. Автограф. Ноябрь 1946 г. РГАЛИ, ф. 2788.
Ф.Г. Раневская. Дневниковая запись о В.И. Качалове. Автограф. Ноябрь 1946 г. РГАЛИ, ф. 2788.

1946 г., ноябрь

«Сейчас слушала “Карнавал” Шумана по радио. Плакала от счастья. Пожалуй, стоит жить, чтобы такое слушать. Поплетусь в театр играть мою чепуху собственного сочинения. Ничего, кроме неловкости и стыда перед публикой, не испытываю за мое творчество в “Законе чести”. Хотелось сделать что-то значительное, человечное, а вышла чепуха, хотя успех некоторый есть».

30 мая 1948 г.

«Погиб Соломон Михайлович Михоэлс. Не знаю человека умнее, блистательнее его. Очень его любила, он бывал мне как-то нужен, необходим. Однажды я сказала ему: “Есть люди, в которых живет Бог, есть люди, в которых живет дьявол, а есть люди, в которых живут только... глисты. В Вас живет Бог!” Он улыбнулся и ответил: “Если во мне живет Бог, то он в меня сослан”».

Ф.Г. Раневская. Дневниковая запись о гибели С.М. Михоэлса. Автограф. 14 января 1948 г. РГАЛИ, ф. 2788.
Ф.Г. Раневская. Дневниковая запись о гибели С.М. Михоэлса. Автограф. 14 января 1948 г. РГАЛИ, ф. 2788.

14 января 1948 г.

«Из всего хорошего, сердечного, сказанного мне публикой, самое приятное — сегодня полученное признание. Магазин, куда я хожу за папиросами, был закрыт на обеденный перерыв. Я заглянула в стеклянную дверь. Уборщица мыла пол в пустом зале. Увидев меня, она бросилась открывать двери со словами: “Как же Вас не пустить, когда, глядя на Вас в кино, забываешь свое горе. Те, которые побогаче, могут увидеть что-нибудь и получше Вас (!!!), а для нас, бедных, для народа — Вы самая лучшая, самая дорогая...” Я готова была расцеловать ее за эти слова».

22 июня 1948 г.

«...Снимаюсь в ерунде. Съемки похожи на каторгу. Сплошное унижение человеческого достоинства, а впереди — провал, срам, если картина вылезет на экран».

Ленинград, 1960 г.

«В Ташкенте она [А.А. Ахматова] звала меня часто с ней гулять. Мы бродили по рынку, по старому городу. Ей нравился Ташкент, а за мной бежали дети и хором кричали: “Муля, не нервируй меня”. Это очень надоедало, мешало мне слушать ее. К тому же я остро ненавидела роль, которая дала мне популярность. Я сказала об этом Анне Андреевне. «„Сжала руки под темной вуалью" — это тоже мои Мули», — ответила она».

Ф.Г. Раневская. Дневниковая запись о встречах с А.А. Ахматовой в эвакуации в Ташкенте. Автограф. Без даты. РГАЛИ, ф. 2788.
Ф.Г. Раневская. Дневниковая запись о встречах с А.А. Ахматовой в эвакуации в Ташкенте. Автограф. Без даты. РГАЛИ, ф. 2788.

«Меня спрашивают, почему я не пишу об Ахматовой, ведь мы дружили... Отвечаю: не пишу, потому что очень люблю ее».

1978 г.

Ф.Г. Раневская. Дневниковая запись об А.А. Ахматовой. Автограф. 1978 г. РГАЛИ, ф. 2788.
Ф.Г. Раневская. Дневниковая запись об А.А. Ахматовой. Автограф. 1978 г. РГАЛИ, ф. 2788.

«У меня хватило ума глупо прожить жизнь. Живу только собою — какое самоограничение».

Весна 1977 г.