Личный дневник — хорошая практика как для взрослых, так и для детей. Причём возраст ребёнка не столь важен: записывать свои мысли на бумаге можно и дошкольникам, примерно с 5 лет. И это необязательно должны быть развёрнутые тексты на несколько страниц. Достаточно даже одного-двух предложений в день, с помощью которых ребёнок разовьёт важные для себя качества.
В этой статье мы разберёмся, какую пользу приносит детям ведение личного дневника.
Укрепление навыков письма и речи
Когда ребёнок записывает свои мысли, он складывает слова и словосочетания в предложения, структурирует то, что нужно написать, задумывается о написании тех или иных слов. Регулярная запись своих мыслей, планов и впечатлений развивает речь. А ещё — функциональную грамотность: это умение находить в текстах главные мысли, ключевые слова и опорные точки.
Помимо функциональной грамотности личный дневник помогает с усвоением правил языка. При записи дети более внимательно отбирают слова, и используют более сложные речевые конструкции.
Воображение и творчество
Дневник может выглядеть как угодно. Дайте ребёнку в этом плане свободу. Прекрасная идея для личного дневника — рисунки, стикеры, наклейки, системы пометок и всё, что придёт в голову. К тому же по мере ведения дневника дети чаще используют красочные описания, чтобы описать произошедшее, учатся употреблять сравнения.
Улучшение мелкой моторики и укрепление руки
Регулярное письмо от руки развивает моторику пишущей руки, а также «тренирует» её. Как итог — со временем ребёнок меньше устаёт от письменных нагрузок в школе.
Рефлексия
Осмысление своей жизни — одно из важнейших «событий», которое протекает на страницах дневника. Ребёнок учится лучше понимать время, т. к. описывает хронологию событий и стремится её соблюдать. Постепенно ему всё легче выделять главное, видеть хорошее, наблюдать причинно-следственные связи между своими действиями и результатами.
Улучшение памяти
На развитие памяти «работают» сразу несколько факторов. Первый — моторная активность, то есть прописывание событий на бумаге. Письмо уже само по себе способствует развитию коры головного мозга. Второй — появляется внимание к деталям, ребёнок способен больше удерживать в голове и более точно об этом писать.
Причём ведение дневника — не такая трудоёмкая задача, как кажется на первый взгляд. Начиная с 5 лет, с ребёнком можно садиться и вместе записывать впечатления от прошедшего дня — прямо с его слов. Вы обнаружите, сколько в его жизни непередаваемых удивлений и открытий, а постепенно и он сам научится описывать события, строить причинно-следственные связи.
Детям постарше ценят право на приватность своего дневника. Уважайте его. И подайте собственный пример: когда ребёнок видит, что родители тоже записывают впечатления дня, он тоже хочет попробовать.