В Госдуме считают, что времени, которое отведено врачам на приём пациентов, недостаточно для оказания качественной медицинской помощи. Более того, значительную его часть они вынуждены тратить не на общение с пациентами, а на заполнение бумаг.
«Абзац» вместе с экспертами разбирался в сути проблемы
И ни минутой больше!
У отечественных медиков приёмы расписаны по минутам. На посещение участкового педиатра и терапевта Минздравом отведено 15 минут, семейного врача – 18 минут, невролога – 22 минуты, оториноларинголога – 16 минут, офтальмолога – 14 минут, гинеколога – 22 минуты. За это время нужно успеть выслушать жалобы пациента, назначить дальнейшие обследования, расписать лечение. Кажется, не так уж и мало, только вот минимум половина отведённых на приём минут уходит на бумажную работу. Пациент вынужден сидеть молча и слушать, как пальцы доктора стучат по клавиатуре.
«Первые семь минут терапевт вносил в компьютер информацию о мужчине, который был на приёме до меня. Когда до окончания приёма осталось всего ничего, врач поинтересовался моими жалобами. Было видно, что он не вникает и торопится. Хочется видеть в глазах специалиста соучастие, а не включённый секундомер», – рассказала жительница Самары Марина К.
Заполненные врачом бумаги потом проверяют сотрудники Федерального фонда обязательного медицинского страхования (ОМС). Если в документах будут найдены ошибки или недочёты, страховщики могут снизить выплаты за конкретного пациента. Врача за это могут лишить премии. Вот и выходит, что бумажная работа оказывается важнее пациента.
«Каждая запись врача – это юридический момент, – подтвердил «Абзацу» депутат Госдумы Алексей Куринный. – Она проверяется потом скрупулёзно и страховыми компаниями, и прокуратурой, если затем возникают какие-либо осложнения. Полностью освободить врача от ведения медицинской документации невозможно. Однако упростить эту ситуацию, используя современные достижения «цифры», чтобы не забивать дважды одно и то же, можно».
Профессор, доктор экономических наук, основатель системы ОМС в России Владимир Гришин пояснил «Абзацу», что упростить отчётности для врачей можно и нужно – для этого нужна стандартизация, однако полностью избавить их от бумажной работы и проверок страховщиков не получится:
«Все процедуры должны идти по стандартам, клинические рекомендации должны содержать набор мероприятий, которые оплачиваются фондом ОМС через страховую компанию. Когда страховая компания приходит, она, конечно, проверяет весь набор документов от регистратуры (журналы, истории болезни, выписки и т.д.) Это большой объём документации, и он должен анализироваться».
По словам эксперта, самая нелюбимая бумажная работа в том числе гарантирует нашу безопасность как пациентов. Ведь история болезни – это документ, где записываются диагностика, лечение, выписанные лекарства и т.д. Анализ карты позволяет выяснить, верное ли лечение назначено больному, а также все ли рекомендации Минздрава были соблюдены.
Умная медицина?
Сократить время, которое тратит врач на бумажную работу, призван электронный документооборот. На него повсеместно переходят российские больницы и поликлиники.
«Уже почти 90% документации, которая есть внутри лечебных учреждений, носит электронный характер. Есть электронная карта пациента, где фиксируются все назначения врача, результаты осмотра, диагностические мероприятия. Есть программы электронного учёта возможностей записи пациентов на приём к врачу, на сдачу анализов. Из бумажной работы остаётся документация, которая связана с оформлением групп по инвалидности и санаторно-курортные карты», – рассказал «Абзацу» врач общей практики Денис Прокофьев.
Однако, как это часто случается, гладко было на бумаге, да забыли про овраги: электронные базы пока далеки от совершенства, сетуют медики.
«В базе надо открыть список, найти нужное лекарство, кликнуть на него – на это уходит время. Сама электронная база часто зависает. Приходится ждать, когда сисадмины решат вопрос. А за дверью скапливается очередь из недовольных пациентов», – поделился с «Абзацем» терапевт Николай Н.
Если ещё учесть, что в системе здравоохранения много возрастных медработников, ситуация выглядит ещё более патовой. Молодые специалисты стараются устроиться в частные клиники – там больше платят. В поликлиниках трудятся в основном «ветераны», многим из которых непросто найти общий язык с компьютером.
Корни проблемы
По словам лидера думской фракции «Справедливая Россия – За правду» Сергея Миронова, текущие проблемы – следствие «талантливой» реформы здравоохранения, которая началась в 2010 году, а закончилась аккурат к началу ковидной пандемии 2020 года. Результатом оптимизации стало сокращение больниц и поликлиник, урезание штата медработников, уплотнение коек в стационарах.
«Экономия средств на медицине оборачивается экономией времени на пациентов. Ни самих пациентов, ни врачей это не устраивает. Временные ограничения, которые Минздрав внедряет с 2012 года, – симптом хронических болезней нашего здравоохранения. С одной стороны, тотального недофинансирования, с другой – порочной системы ОМС. Когда финансирование зависит от числа пациентов и медучреждению нужно принять как можно больше, чтобы получить больше денег. Врачи вынуждены работать в потогонной системе, которая к тому же прикрывает нехватку медиков, особенно узких специалистов», – подчеркнул Миронов.
По мнению парламентария, лимиты времени, как и тарифы финансирования, должны определяться не количеством пациентов, а их здоровьем:
«Времени на приём узкими специалистами, безусловно, должно быть больше. Но чтобы расширить лимиты, необходимо решать системные проблемы здравоохранения. Восполнять дефицит медработников, переходить к прямому финансированию медицины, когда все вопросы отрасли решает государство, а не страховщик-посредник».
Он добавил, что необходимо увеличивать госрасходы на медицину – как минимум до 7% ВВП. Пока на эти цели тратится вдвое меньше.
Умереть на работе
Из-за нехватки времени медработники вынуждены идти на хитрость. Недавно врач-невролог Якутской горбольницы №3 Марианна Исакова провела одновременный медосмотр сразу десяти пациентов. Один из них записал происходящее на видео, которое быстро облетело соцсети. На кадрах видно, как невролог говорит пациентам вытянуть руки вперёд и дотронуться до кончика носа. Минздрав Якутии проводит проверку по данному факту.
Трагический случай произошёл в Тутаеве Ярославской области. Там прямо во время приёма умер врач – 53-летний хирург Александр Сафронов. Жители города рассказали, что помимо основного профиля он принимал в поликлинике людей с травмами. Специалист вёл приём даже после окончания своего рабочего времени.