Найти тему
Записки москвитянина

ЛОЖКА ДЁГТЯ ОТ ЗАМЛЕЛОВОЙ

Сергей Есенин в «Письме к женщине» растерянно исповедовался:

Не знали вы,
Что я в сплошном дыму,
В развороченном бурей быте
С того и мучаюсь, что не пойму —
Куда несет нас рок событий.

Но есть сегодня одна суровая женщина-критикесса, выпускница оплота либерализма - Российского государственного гуманитарного университета, которая всё знает и другим указывает…Если к какому-нибудь составителю антологии, к редактору поэтического сборника поступят стихи от автора с украинской фамилией (даже если это будут стихи Сергея Кириенко или Михаил Мурашко), обращайтесь к критикессе Светлане Замлеловой. У неё, оказывается, обширнейшее досье: кто был в 2014 году на киевском майдане, кто помогал ВСУ в зоне вялой АТО, кто что писал или говорил в последние годы, с кем и где встречался.

Суровая литературоведка-людоведка
Суровая литературоведка-людоведка

Я был просто потрясен, когда прочитал её доносительскую статью «Анабазис майданной поэтки». Для тех, кто не знает: ана́басис (др.-греч. ἀνάβασις — «восхождение») — первоначально, военный поход из низменной местности в более возвышенную, например, с берега моря внутрь страны или наоборот, как в греко-персидской войне – путь предателей к Чёрному морю через Армению. В современном смысле — длительный поход воинских частей по недружественной территории. Воинский отряд – это лирик и культуролог Евгения Бильченко, а недружественная территория – её родная Украина. Или пригревшая Россия тоже?

Вот как Змлелова пишет о нынешней о культурно-информационной ситуации: «Впрочем, чего греха таить, случается и хорошее. В стране творческий подъём. Несмотря на эмиграцию незаменимых прежде певцов и музыкантов, акробатов и шутов, появляются новые имена, новые песни, новые книги… Да вот хотя бы Союз писателей России совместно с издательством «Вече» и при поддержке Президентского Фонда культурных инициатив выпустил Антологию патриотической поэзии «ПоZыVной – Победа!». Под одной обложкой – Александр Проханов, Юрий Поляков, Константин Фролов, Юнна Мориц, Анатолий Аврутин, Татьяна Дугиль, Михаил Ножкин, Ольга Старушко, Александр Нестругин, Виктория Можаева и многие другие талантливые современные поэты. Но вдруг, читая содержание, натыкаешься на одну знакомую фамилию и в недоумении протираешь глаза. Нет, это не мираж и не наваждение. В изданной Союзом писателей России и посвящённой Специальной военной операции Антологии патриотической поэзии можно ознакомиться со стихами… Евгении Бильченко».

Вот она, пресловутая Е. Бильченко
Вот она, пресловутая Е. Бильченко

Тут все должны ахнуть и попадать у экранов компьютеров: как, Бильченко? Вот это зрада, вот то провокация СП! Поэтесса из Украины Евгения Бильченко прославилась в 2014 году благодаря стихотворению «Я — мальчик», объявленному одним из «гимнов Майдана», чуть ли не наряду с гадким стихотворением «Никогда мы не будем братьями» Анастасии Димитрук из гоголевского Нежина. В 2017 году "великая" и обласканная Настя тихонько собрала манатки и перебралась на ПМЖ в маленькую Чехию. Облагодетельствовала страну Евромайданом, а сама жить в условиях победившей гидности не захотела. А профессор культурологии Бильченко, наоборот, в 2015 году прекратила волонтёрскую работу, и в 2018-м выступила с речью в парламенте Чехии, где попросила прощения у жителей Донбасса за своё содействие украинским националистам. Отказавшись от громкого наименования «поэтессы майдана», тем не менее, Евгения Бильченко продолжала жить и работать в Киеве, преподавать в педагогическом университете. Но в 2021 году женщина публично выступила против закона о функционировании украинского языка, заявив, что на Украине «процветает человеконенавистническая идеология»… Она попала на сайт «Миротворец» - одно это уже пропуск в русский мир. Сейчас, проживая вместе с мужем, гражданином России, в Петербурге, поэтесса выступает за спецоперацию — в том числе помогая волонтёрским организациям Питера и Донбасса. Как рассказала поэтесса, из-за её позиции от неё отрёкся родной отец: «Мой отец, который не жил с семьёй, ещё до спецоперации от меня публично отказался. Я думаю, на него оказывало влияние СВУ. И заметьте, не тогда, когда по Киеву начали стрелять русские, а когда ещё ничего не было, просто за любовь к России». Саму поэтессу на родине, по её словам, ожидает от 12 до 18 лет тюрьмы за «предательство». На вопрос, планирует ли она когда-нибудь вернуться на Украину, Бильченко ответила твёрдо:

— Только когда над Киевом поднимут триколор!

-3

Кто ещё из участников майдана (а там были тысячи пишущих и вещающих!) посмел публично заявить такое, Замлелова? Вот как критикесса начинает свой очередной разоблачительный пассаж: «Ещё из ярких знакомств раскаявшейся майданихи…». Поскольку в РГГУ преподавало много нерусских доцентов, они не могли объяснить Замлеловой значение суффикса – иха. Вот урок от В.В. Виноградова: «Суффиксу -иха свойственны живые значения: самки животного (например, волчиха, зайчиха, слониха, крольчиха и т. п.), жены кого-нибудь (в образованиях от названий лиц по сословию, профессии или по фамилии, например, Кабаниха в «Грозе» Островского, купчиха, дворничиха, мельничиха и т. п.), или вообще женщины по социальному характеру, по профессии (щеголиха, портниха, ткачиха, повариха и т. п.). Так что майданиха - очередной неудачный оксюморон или оxxxymiron, в духе времени.

Я эту недотёпистую Бильченко со странными стихами знать не знаю, иногда вижу ВКонтакте, но преследовать её, укорять прошлыми грехами, предъявлять странные претензии о встречах в Питере с борцами за независимость… Ингерманландии, другими словами – за отделение Санкт-Петербурга от России – увольте! Мало ли кто с какими сумасшедшими на улицах и в компаниях Питера встречается. Но приговор Замлеловой суров и совершенно не православен: «И не надо рассказывать про покаяние. Раз в два года каяться и радикально менять взгляды – не слишком ли часто? А если и раскаялась, так в русской традиции не на тусовках грехи отмаливают. Как это у классика? «Захотела быть честною, так в прачки бы шла»…О как, и Достоевского приплела! Это ведь в «Идиоте» Аглая говорит Настасье Филипповне: «Если вы хотели быть честною женщиной, так отчего вы не бросили тогда вашего обольстителя, Тоцкого, просто… без театральных представлений? – сказала вдруг Аглая ни с того ни с сего. ... – Захотела быть честною, так в прачки бы шла». Но, по-моему, они не о политике яростно спорили!

Из самой Замлеловой – политик и агитатор ни к чёрту. Она на страницах «Советской России» может заявить совершеннейшую дичь: «Заметим, ни разу за всё это время Бильченко не появлялась в компании Г.А. Зюганова (как человек марксистских-то взглядов!) или А.А. Проханова. Не видно её было в том же Союзе писателей России…». Ну, по методе Замлеловой Проханов – первый предатель: он встречался в Лондоне с самим дьяволом оппозиции – Березовским, а Зюганов – с кем только ни встречался и какие противоречивые истины ни изрекал, как положено политику. Кстати, почему он должен приглашать в свою компанию неизвестную Бильченко? – совершенно неясно. У него в команде есть любимая украинка – Лариса Баранова-Гонченко. А насчёт Союза писателей России – людоведка что, следит, кто там появляется в летних пустых коридорах? И кстати, ведь свои стихи Бильченко послала именно в Союз писателей России, где по призыву председателя Николая Иванова и стали собирать первый сборник, посвящённый Донбассу – «Стихи из огня» (составитель Виктор Кирюшин).

Сборники Союза писателей на боевой броне
Сборники Союза писателей на боевой броне

Потом этот огненный вал покатился дальше, обрастал новыми произведениями, включая рисунки воюющих ребят, и докатился до администрации президента, которая срочно выделила издательству «Вече» президентский грант. Причём, заметьте стихи Бильченко трудно идеологически уязвить, и Замлелова прибегает к жульническому, совершенно не филологическому приёму. Цитирует достаточно сильные и внятные строки – и странно комментирует:

История тасует дни и даты,
Истории правдивость не нужна.
А я молюсь за русского солдата,
Пока идёт гражданская война…
<…>
И вместе мы, как бабушка в платочке,
Дойдём до точки в нулевом конце.
Итоги пожинают одиночки
С любовью на недрогнувшем лице.

(«Солдатская молитва»)

К чему тут придраться? А зачем разбирать критически и аргументированно? Можно ведь заявить огульно: «Есть такие приёмы в стихосложении, пользуясь которыми, любой человек, более или менее владеющий рифмой, может писать стихи километрами. Таким поэтам, как правило, не хватает голоса… Не вырисовалась картина, не пропелась песня – только мазки на белом холсте или раздельные звуки в тишине. Стихи украинской поэтессы Е. Бильченко относятся именно к этому разряду. Но мы бы не стали распространяться о свойствах её поэзии, пусть даже это ложка дёгтя в бочке с мёдом. Просто дело тут не в поэзии…».

Конечно, не в поэзии, в голом политиканстве, а также в каком-то маниакальном неприятии всего, что делает Союз писателей России, членом которого она состоит. Но в нём, как и растоптанную Бильченко – её не видно! А вот добавить ложку дёгтя в любую бочку мёда – завсегда!