Художник, коллекционер и библиофил, востоковед, страстный книжник, путешественник и ученый, он опубликовал множество трудов по этнографии и искусству Средней и Центральной Азии, сам принимал участие в научных экспедициях. Получив живописное образование в Академии художеств, он буквально «заразился» Азией во время политической ссылки. В свою первую экспедицию в Монголию он отправился в качестве художника и фотографа, описав искусство и быт страны в альбоме «Древности Монголии». Восточный Туркестан, Китай, Украина, Самарканд, Казахстан – Самуил Дудин-Марцинкевич объездил огромное количество стран, работая как художник и фотограф. В ходе поездок пополнялись его собственные коллекции восточных ковров, керамики, изразцов. Впоследствии они перешли в фонды Государственного Русского музея, Государственного Эрмитажа и Музея антропологии и этнографии АН СССР (с последним музеем Дудин был связан многолетней работой, длившейся почти до смерти ученого).
Художник, коллекционер и библиофил, востоковед, страстный книжник, путешественник и ученый, он опубликовал множество трудов по этнографии и искусству Средней и Центральной Азии, сам принимал участие в научных экспедициях. Получив живописное образование в Академии художеств, он буквально «заразился» Азией во время политической ссылки. В свою первую экспедицию в Монголию он отправился в качестве художника и фотографа, описав искусство и быт страны в альбоме «Древности Монголии». Восточный Туркестан, Китай, Украина, Самарканд, Казахстан – Самуил Дудин-Марцинкевич объездил огромное количество стран, работая как художник и фотограф. В ходе поездок пополнялись его собственные коллекции восточных ковров, керамики, изразцов. Впоследствии они перешли в фонды Государственного Русского музея, Государственного Эрмитажа и Музея антропологии и этнографии АН СССР (с последним музеем Дудин был связан многолетней работой, длившейся почти до смерти ученого).
В 1900 г., когда решался вопрос о создании Этнографического отдела Русского музея, именно Дудин отправляется в Среднюю Азию для сбора экспонатов для нового музея. Так было положено начало уникального собрания Российского этнографического музея по этнографии народов Средней Азии и Казахстана. Эта работа была продолжена в ходе неоднократных командировок
После революции Дудин-Марцинкевич также был штатным сотрудником Государственной академии материальной культуры (ГАИМК). Будучи крупнейшим специалистом в области коврового дела и других отраслей художественной промышленности, он привлекался в качестве консультанта по учету ценностей Внешторга при отборе экспонатов для Эрмитажа, Русского музея и других учреждений культуры. Кроме того, его перу принадлежат множество научных трудов – «Ковры Средней Азии», «Орнаментика и современное состояние старейших самаркандских мечетей», «Архитектурные памятники Китайского Туркестана» и другие.
В следующей статье читайте про коллекционера Петра Ивановича Щукина.