В августе этого года российское правительство утвердило план мероприятий, направленных на развитие туризма в стране до 2035 года. Документ предусматривает поддержку бизнеса в данной отрасли, в том числе выделение субсидий и различных грантов на реализацию соответствующих проектов.
Мы писали об этом в одной из предыдущих статей, где отмечалось, что спрос на внутренний туризм после 2020 года существенно возрос. Однако для того чтобы данное направление активно развивалось и влияло должным образом на экономику, должна быть проделана большая работа.
При подготовке упомянутого материала мы поговорили на эту тему с Олегом Тимофеевичем Безродным (род. в 1936 г.), президентом НКО «Рустайм» — некоммерческой организации по защите прав и интересов туристов, владельцев туристической инфраструктуры и собственников таймшер-продуктов. Эксперт имеет богатый опыт в данной сфере и является автором проекта «Апшеронская долина», который предполагает создание обустроенной туристической инфраструктуры на Юге России.
Эти же вопросы мы обсудили и с Денисом Логачевым, коммерческим директором УК «Визант Групп», управляющей пятью крупными отелями в Крыму; также компания помогает в инвестиционной деятельности и открытии новых объектов.
Как, на ваш взгляд, утвержденный правительством план повлияет на развитие внутреннего туризма?
Безродный: Несомненно, внутренний туризм в настоящее время развивается активными темпами. Да, территория Российской Федерации в силу географических условий почти на 80% непригодна для постоянного проживания, но подобное абсолютно не значит, что в данные места невозможно осуществить доступ туристов. Известно, что ограниченный туристический поток есть даже в регионы Северного Полюса. Посему, при соответствующей поддержке государственных структур, представители отечественного инвестиционного бизнеса в ближайшее время значительно активнее простимулируют строительство туристических и рекреационных зон. Совсем скоро можно ожидать расцвета отечественного туризма – новыми яркими красками заиграют речные и железнодорожные маршруты, расширятся, и получат достойные воплощения авиационные хабы, увеличатся темпы строительства комфортабельных туристических кластеров.
Логачев: Мне очень приятно, что мы вообще обсуждаем развитие туризма в Российской Федерации. Напомню, до 2020 года Ростуризм не был самостоятельным и входил в структуру Минэкономразвития. В сентябре 2018 года агентство передали Минэкономразвития от Минкультуры, в надежде на будущие улучшения. Еще раньше, до 2012 года, Агентство по туризму входило в состав Министерства спорта, туризма и молодежной политики, которое расформировали в 2012 году. С 2020 года Ростуризм имеет возможность влиять на профильные законы и на общую политику в сфере туризма.
План по развитию внутреннего туризма затрагивает самые болезненные точки: развитие инвестиций в отрасль, улучшение инфраструктуры, стимулирование спроса путем прямого возмещения части оплаченной суммы от путевок (кешбэк), акцентирует внимание на новых форматах размещения — модульные объекты, глэмпинги и т.д. В этом плане мы не находим конкретных шагов, которые будут сделаны для реализации планов Правительства. Какие-то детали уже известны. Мы уже видим программы субсидирования для нового строительства объектов, реализованные через государственные банки, обнуление НДС. Если все заявленные цели будут согласованы с представителями индустрии и наши комментарии будут учтены, то, безусловно, все мы, участники рынка и туристы, и государство, увидят результаты.
Изменится ли сама сфера туризма? Какие тренды мы сможем наблюдать в ближайшие годы?
Безродный: В отличие от выездного туризма (более 70% населения РФ никогда не покидало пределы страны), логистическая схема внутреннего туризма достаточно сформирована. Пока сложно говорить о каких-либо популярных трендах и тенденциях, но инфраструктура внутреннего туризма постепенно развивается. Но сегодня мы можем констатировать самое главное – правительство нашей страны заинтересовано в развитии внутреннего туризма, его процветании и экономических успехах. Видимо, наконец, пришло время оставить экономические вложения в зарубежный туризм посредством регулярного отдыха на зарубежных курортах и обратить свои взоры на объекты внутри нашей необъятной страны.
Логачев: Мы очень долго вынужденно «высасывали последние соки» из туристических объектов и сопутствующей инфраструктуры, которая досталась нам с советских времен. Мы должны стать свидетелями строительства новых объектов в разных частях страны. Программа делает акцент на развитии курортов Северного Кавказа и Дальнего Востока, но доступность финансирования поможет и частной инициативе развивать объекты по всей России. Впервые делается акцент на развитии инфраструктуры особых природоохранных зон. Президент, принимая решение о их развитии, сделал важный комментарий, что данное развитие должно идти на благо общества и не позволить иметь лакуны в законодательстве, которые позволят застроить эти объекты и уничтожить их природные богатства. Если удастся реализовать потенциал особых природоохранных зон, то мы с вами увидим парки, подобные паркам Йеллоустоун и Секвойя в США.
Насколько успешно российские туроператоры и инфраструктура справляются сегодня с повышенным спросом на внутренние путешествия?
Безродный: Пока сложностей с транспортом и размещением не отмечено. Да, закрыты аэропорты южных регионов нашей страны и повышены меры безопасности, но в данной ситуации это вынужденная, необходимая мера. И совсем скоро мы однозначно увидим, как заработают транспортные артерии нашей страны и соответствующая туристическая инфраструктура перейдет на практически круглогодичный режим работы.
Логачев: Повышенный спрос дает нам возможность использовать инфраструктуру на полную мощность. Более того, это еще и возможность вкладывать деньги в поддержание объектов и их обновления. В санаториях под управлением Визант Групп после удачного сезона 2021 года мы смогли реконструировать столовую в санатории Ай-Петри, обновить часть оборудования в медицинском центре, потратить часть средств на новые проекты, а также стимулировать сотрудников, которые своим трудом внесли большой вклад в удовлетворение повышенного спроса, а также обеспечивали высочайший уровень сервиса даже во время пиковых нагрузок.
Насколько сильно увеличился такой спрос за последние два года?
Безродный: Спрос увеличился, и значительно, ведь если ограничен выезд за рубеж, нашим гражданам нужно где-то проводить свой отпуск. Но повышенному внутреннему спросу пока препятствует повышение стоимости услуг в объектах размещения. И от подобного пока никуда не деться, это рынок, это сезонный спрос. Будем надеяться, что соответствующим структурам и агрегаторам внутреннего туризма удастся контролировать и регулировать ценообразование на местах.
Логачев: С момента снятия карантинов и ограничений, связанных с COVID-19, мы увидели шквальный спрос в санаториях и отелях. Мы подготовили специальные программы реабилитации после COVID, которые пользуются огромным спросом и действительно помогают переболевшим гостям справиться с последствиями перенесенной болезни. Гости могут вернуться к нормальному образу жизни после правильно подобранных процедур в сочетании с уникальной природой южного берега Крыма. В текущем году мы наблюдаем снижение спроса в связи с ограничениями транспортной доступности, но наши постоянные гости, которые на протяжении десятилетий посещают санаторий Ай-Петри, санаторий-дворец Дюльбер, санаторий Мисхор, находящийся в центре Мисхорского парка, все они нашли способ приехать в Крым и в этом году.
Какие направления пользуются большей популярностью, а какие в этом отношении имеют хороший потенциал?
Безродный: Значительный туристический потенциал имеют многие направления в России. Пожалуй, при соответствующем дальнейшем развитии, только районы крайнего Севера и вечной мерзлоты пока останутся без внимания туристов. Наиболее востребованы и популярны Центральный регион России, Северо-Запад, Поволжье, Краснодарский край и Кавказ, часть Сибири, Дальний Восток, Камчатка и пока в меньшей степени Сахалин. Но при соответствующем инфраструктурном развитии подобные популярные направления вскоре получат значительные расширения и преобразования.
Логачев: Медицинский, детский и семейный туризм, туры выходного дня, тематические туры — в топе запросов. Наши туристы начали открывать для себя не только курорты юга, но и Алтай, Карелию, Байкал и Дальний Восток. Мы переживаем всплеск интереса к путешествиям после пандемии. За бортом остались корпоративные мероприятия. Пандемия изменила подход к деловым поездкам и организации мероприятий. Многое перешло в онлайн. А если кто-то и хочет провести офлайн мероприятия, то боятся столкнуться с очередной волной COVID, внезапной отменой и соответствующими финансовыми потерями. Тем не менее я уверен, что туризм в нашей стране будет развиваться, а с поддержкой со стороны государства наша отрасль внесет значительный доход в ВВП страны, удовлетворит спрос наших соотечественников, а также познакомит с культурой и природными богатствами туристов со всего света.