Найти тему
Сайт психологов b17.ru

Психологическая подготовка перед началом учебного года

Два дня до начала учебного года в России. В других странах дети учатся в школах уже с августа. А у нас есть День Знаний = 1 сентября.

В этом году в последнюю неделю мне стали поступать запросы о том, что есть много беспокойств относительно предстоящего учебного года, и даже желание его совсем избежать.

Интересно, что подобное явление можно наблюдать перед началом любого большого, длительного проекта. Но мы не отдаем себе в этом чаще всего отчета, насколько психологически это важный момент. Привычно реагируем и справляемся.

Или не справляемся. И тогда не начинаем, оттягиваем или вообще избегаем, проект. В том числе, заболеваем, чем оправдываем затяжку времени и/или свое неучастие.

Знакомо?

Однако, если это происходит с ребенком, если он заявляет «Не хочу в школу» или «Можно я не пойду 1 сентября?» или заболевает накануне, мы стараемся его уговорить, мотивировать или просто ругаем и заставляем идти в школу.

Вот с такими случаями у меня и появились клиенты-семьи в конце августа.

А еще парочка студентов: один первого, другой второго курса.

И несколько взрослых, которым после отпуска не удается «раскачать себя на работу».

Работая с ними, я обнаружила интересные закономерности, которые удалось выложить в некое подобие методики. С ней я здесь и хочу с Вами поделиться.

ПЕРВОЕ.

Оказалось, что важнее всех причин отказа от начала (условно назову так учебный/рабочий год) нового, или очередного, проекта, то самочувствие, которое есть сейчас у человека. Чтобы его исследовать, пришлось буквально сказать «Стоп!» и сфокусироваться на самом человеке: мыслях, ощущениях, эмоциях, страхах и желаниях. Итак, первый шаг – сказать «Стоп!» тому сумбуру мыслей, переживаний и поведения, в котором человек находится (ребенок, юноша или взрослый, в том числе я сам).

ВТОРОЕ.

Исследуем внутреннее состояние, а не внешние обстоятельства. Последние рассматривает и принимаем лишь как естественно существующий контекст, никак его не анализируя и не меняя. Занимаемся буквально распаковкой состояния «я здесь и сейчас». Очень хорошо тут работают вопросы со словечком «Ещё»: Что еще? Как еще? Где еще?

ТРЕТЬЕ.

Все, что добыли в этом исследовании, разделяем на две части: 1) что я не хочу, не нравится и 2) что я хочу: про себя, других, предстоящие события и др. Выписываем буквально в две колонки. И начинаем работать с того, что наш собеседник выберет.

ЧЕТВЕРТОЕ.

Вариант 1. Если выберет с «хотелок» начать, то о каждой говорим с надеждой, интересом или даже восторгом. То есть усиливаем положительным эмоциональным подкреплением. По ходу могут появляться еще и еще желания, встречаем и записываем их с радостью: список растет!

Затем переходим к списку «не хочу….». Сюда же входят «боюсь», «не верю» и др.

Каждому пункту уделяем отдельное внимание, анализируя содержание и истоки, в том числе опыт прошлого, обосновывающий опасения. А заканчиваем всегда вопросом «Что хочешь вместо этого?», и этими ответами дополняем список «хотелок».

Вариант 2. Выбирает начать с «не хочу…» = «минусов и страхов». Меняем местами выше описанную двух-этапную работу.

ПЯТОЕ.

Спрашиваем, как изменилось состояние нашего собеседника. Обычно это значительные позитивные изменения в ощущениях и переживаниях. Так вот: подчеркиваем, что это произошло в процессе нашего общения. И спрашиваем, с кем может человек общаться перед и в начальный период проекта, пока процесс войдет в привычную колею.

Если перед нами ребенок с родителями (младший школьник или студент или взрослый), то помогаем им начать общение-поддержку прямо тут, на встрече. А в конце ее заручиться обещаниями продолжать обсуждать и потом значимые момент, которые будут появляться у нашего собеседника.

Да, можно и с психологом или коучем продолжать встречаться. Но это конечные отношения, в отличие от семейных. Семейные будут доступны и позже, когда учебный год будет в процессе, когда появятся друзья и новые знакомые, с которыми общения будет больше, чем с семьей. То есть пойдет естественный процесс отдаления и отделения, сепарации, вместо резкого отрыва типа «всё, школа закончилась, теперь ты сам живешь и справляешься».

Кстати, то же относится к отношениям взрослых. Например, супруги возвращаются из отпуска. На работу одному совсем не охота, а другой только и мечтает вернуться к своим интересам. Или оба не хотят. Или обоих работа манит как конфетка сладенькая. По-разному может быть, но суть одна: или они остаются в общении относительно предстоящего проекта каждого или резко отрываются друг от друга. И позже всё более дистанцируются, погружаясь в отношения своей, отдельной системы.

Если же они делятся своими переживаниями, обсуждают себя сегодняшнего и мысли о предстоящем, то получают мощную эмоциональную поддержку. Она необходима каждому человеку. Особенно в начале проекта.

Итак, на что я прошу Вас сделать акцент, что обнаруживаю здесь-и-сейчас? Что обычно этап преддверия проекта, в том числе учебного года, не рассматривается как нечто требующее специального внимания. Обычно мы говорим об исходной точке А и желанной итоговой точке Б любого проекта. И забываем уделить внимание тому, что происходит перед точкой А, в период подготовки себя к началу нового. (К слову сказать, мы забываем и о том, что будет после точки Б, но об этому уже в другой раз)

В коучинге мы строим путь А-Б, исходя из желанного результата (т.Б), и тогда первые шаги в т.А находятся легче, проще, менее пугающие и более продуктивные.

Кстати, если Вы не знакомы еще с коучингом, то добро пожаловать: мои программы открыты и стартуют в октябре 2022 года. Их будет две: офф-лайн и он-лайн, и обе под моим личным руководством: https://psyholog.biz/treningi

Автор: Манухина Наталья Михайловна