Часто обыватель представляет Опричнину как систему "когда Иван Грозный со своими опричниками всех убивал". Да и мало кто сможет вообще сформулировать, что за явление это такое было. Доктор исторических наук Дмитрий Володихин согласился ответить на несколько моих наивных вопросов на эту тему.
- Объясните пожалуйста, что за Опричнина такая? Что это?
- Опричнина это территория, управляемая прямо и непосредственно царем, вне указов и решений Боярской думы (высшего аристократического совета в России). Иначе говоря, «домен», вырезанный для особого режима управления из территории страны в целом. У опричнины была своя армия, свои царские резиденции, свой приказной аппарат управления, не пересекающийся с аппаратом управления остальной страны. Более того, царь назначал для опричнины особую, вторую Боярскую думу, абсолютно ему подконтрольную.
- Зачем она понадобилась Ивану Грозному?
- Опричнина потребовалась Ивану IV прежде всего для того, чтобы получить высокобоеспособное и легкоуправляемое войско с командованием, которое он лично будет назначать из доверенных людей. Такая надобность возникла в условиях спазма неудач на фронтах Ливонской войны.
Значительная часть компетенций в сфере управления находилась под контролем высшей княжеской знати, но она не справилась с задачами военного управления на Литовском и Ливонском направлениях. Отсюда — стремление царя создать домен, на который вообще не будет распространяться кадровые и иные управленческие решения княжеской знати.
- Есть ли аналоги Опричнины в мировой истории? Грозный сам её придумал или подглядел где-то?
- Прямых аналогов нет, некоторое сходство прослеживается с рыцарскими орденами Европы. Но в целом явление возникло на русской почве. То есть как система во всей полноте и сложности опричнина — феномен национальный, а в деталях можно увидеть близость к социальным институтам Западной Европы и, в меньшей степени, — Византии.
- Вот эти опричники, которые скачут черными стаями с головой собаки и метлой, убивая всех направо и налево - это насколько правда? Сколько людей было "репрессировано" опричниками.
- По разным источникам прослеживается около 4000 жертв опричного террора несомненных, то есть, как сказали бы в наше время, «документированных». Очевидно, их было больше, но насколько больше — на 500, скажем, человек или на 5000 тысяч человек, остается только гадать. А гадание — дело малополезное.
- Почему Опричнина была свёрнута? Цели достигла?
- Опричнина была отменена самим царем. В первую очередь из-за неудачных результатов ее деятельности в военной сфере. Опричное войско не оправдало надежд, которые на него возлагались. За всё время своего существования опричная армия только один раз сама, без земских отрядов, добилась серьезного воинского успеха: в 1570 году под Зарайском опричный воевода князь Д.И. Хворостинин разгромил отряд крымцев. А вот неудачные действия опричников под Ригой и, особенно, в Москве, при ее обороне 1571 года, показали, что высокая боеспособность опричного воинства — иллюзия. Более того, раздельное командование земской и опричной армии привело к неудаче: татары спалили в 1571 году Москву. В силу этого, со второй половины 1571 года начинается расформирование собственно-опричной армии. В 1572 году в битве у Молодей сражаемся уже объединенная армия, где в командовании одних и тех же полков видно присутствие как опричных, так и земских военачальников, а старший воевода — земец князь М.И. Воротынский. По итогам Молодинской победы происходит окончательный отказ от опричнины — примерно в конце августа или в сентябре 1572 года.
- Какой она оставила след в нашей истории, культуре, политике?
- Главное наследие опричнины — кадры. В военную и политическую элиту страны вошло довольно много видных полководцев и управленцев, дипломатов из опричнины. Некоторые из них удержались на высоких постах и после отмены опричнины, например, тот же Д.И. Хворостинин и М.А. Безнин. После смерти Ивана IV в 1584 году за пару лет происходит вымывание из правительственных верхов неродовитых «детей опричнины», но даже после этого несколько опричных выдвиженцев, из тех, кто реально обладает военным даром или способностями к государственной службе, сохраняют видные места при дворе царя Федора Ивановича. Ну а в культуре память об опричнине это, главным образом, память о кошмаре. Опричнина была, в сущности, чуть ли не «революцией сверху» — там, где нужны были реформы, а не «рывок и натиск». Отсюда — ненужное кровопролитие, осужденное и Церковью в лице св. Филиппа, митрополита Московского.
- Спасибо Вам за интервью, Дмитрий Михайлович. А наши читатели могут подробнее в книге нашего собеседника, которая так и называется "Опричнина и псы государевы".
Ставьте лайк, подписывайтесь. Читайте "11 ЭКЮ". Ждем Вас и в нашем уютном телеграм-канале. Кстати, вашему вниманию наша книга "Исторические сюжеты. Рассказы о людях".