Найти тему
ProШколу

Диктант может быть интересным!

Сначала отвечу на вопросы: 

А зачем надо проводить диктанты? Что это даёт ученику?

❗️Диктант является главной разновидностью работ, направленных на изучение орфографии. Цель - закрепление изученного материала на практике и оценка знаний ученика. 

❗️Диктант требует усиленного внимания со стороны ребенка, учит его внимательности и скорости в принятии решений. Каждая написанная работа помогает ребенку систематизировать набор правил орфографии в четкую логическую схему.

И чтобы этот процесс стал намного интереснее рассмотрим самые необычные виды диктантов: 

✅ Предупредительный словарный диктант по словарю. Во время диктанта учащиеся проверяют по словарю  слова, при написании которых они испытывают затруднения. Так у ребят снимается напряжение и развивается зоркость и зрительная память. 

✅ Свободный диктант. Учитель два раза читает текст, а учащиеся излагают его очень близко к тексту. Развивается внимание и память. Можно предупредить, например, чтобы учащиеся сохранили прямую речь, употребили конкретные слова в определенной форме.

✅ Диктант-кроссворд. Учащимся вместо записи предложений или слов, которые они должны записывать, диктуются определения этих слов. На обдумывание ответа дается не более двадцати секунд. Записываемые слова учащиеся нумеруют. В случае, если кто-либо не успевает записать то или иное слово, у него после соответствующей цифры остается пустая строка.

✅ Графический диктант. Учитель медленно читает предложения, повторяя каждое два раза. Ученики за определенное время  должны начертить схемы этих предложений. 

✅ Музыкальный диктант. Дети обожают такую работу. Они прослушивают песню и по памяти записывают 1-2 куплета, выполняют дополнительное задание. Для примера можно попробовать этот вид при верки знаний на теме «Виды предложений по интонации».  

✅ Иллюстрированный диктант. Дети записывают текст после прослушивания и знакомства с фотографиями или иллюстрациями, о которых говорится в предложенном диктанте. Такие диктанты пишут с большим интересом. Проверено на практике. 

✅ Немой диктант. От «немого» диктанта  дети будут в восторге. Такой диктант можно использовать при подготовки учащихся к описанию по наблюдениям. Важно! Все действия учителя должны быть хорошо видны ученикам. Педагог выходит из кабинета и закрывает дверь, предупредив, что с момента открывания двери начнется «немой» диктант. Ученики должны внимательно следить за происходящим. Затем ребята записывают все действия в строгой последовательности, например: вошла стремительно, шла медленно. (Учитель может готовиться к уроку, искать ключи, принести из лаборантской таблицу, поправить гардину и т.д.). Такой диктант я называю ещё «сценическим». 

✅ Диктант-викторина. Загадки любят разгадывать все: и взрослые, и дети. Но дети все-таки чуточку больше! Поэтому смело пробуйте диктант - викторину. Поверьте, написав такой необычный диктант, ребенок не только запомнит, кто был загадан, но еще и дома родителей проэкзаменует. Ребята отгадывают зашифрованное слово и записывают его в тетрадь.

 ✅ Литературный диктант поднимет урок на более высокий уровень потому, что дети услышат на уроке русского языка чтение мастеров художественного слова. Этот диктант выполняет и эстетические функции и как бы «погружает» детей в текст художественного произведения. Текст читает учитель или он звучит в записи. Можно перед чтением поставить задачу: обратите внимание, как артист произносит конкретное слово (например, обтянула, пеленою вдруг, приволье). Анализируя текст можно обратить внимание на изобразительно-выразительные средства, использованные автором, определить тему текста.

🙌 Очень надеюсь, что такие диктанты разнообразят уроки, а дети перестанут бояться идти на урок, зная, что их ждёт что-то необычное и интересное!