Найти в Дзене
sevprostor
Подписаться

Байдарки под парусами. Идеальное и безотказное средство для сложных походов

Недавно я писал о том, как мы с друзьями сплавлялись на тузиках по реке. В этой статье кто-то увидел фотографию нашей старой байдарки с парусом и попросил об этом парусном вооружении рассказать, что я сейчас и собираюсь сделать. Правда, я не был бы собой, если бы не попытался подвести к этому откуда-то издалека и рассмотреть все это для начала в общем и целом.

То самое вооружение, с убранным стакселем. Но к нему еще предстоял путь через эволюцию
То самое вооружение, с убранным стакселем. Но к нему еще предстоял путь через эволюцию

Вообще, свой первый парус для байдарки (тогда еще Тайменя) я изготовил на второй год после того, как мы вдруг занялись водным туризмом. Первое время мы плавали без всяких дополнительных палок и тряпок, но в первом же морском походе на маршруте познакомились с более опытными туристами, у которых, были простейшие самодельные паруса. Я перенял у них данную технологию, и с того момента мы уже никогда не ходили в походы без паруса, так как в любом виде он радикально расширял возможности байдарки. Но, как многие интересующиеся наверняка знают, конструкции парусного вооружения для байдарок бывают очень разными; куча разновидностей бывает и у самих парусов. Я тут, как водится, пошел немного нестандартным путем. И во многом на меня повлияли именно те ребята, которых мы повстречали тогда на Белом море в далеком 2007 году.

Парус нашего товарища, у которого я перенял данную технологию.
Парус нашего товарища, у которого я перенял данную технологию.

Тут дело в том, что типичное парусное вооружение для байдарки в то время (не знаю, как сейчас) представлялось людям как комплекс из аутригеров с поплавками и бермудского шлюпа. Все другие варианты считались нежизнеспособными. Причиной таким однобоким представлением служило, как мне кажется, тяжелое советское наследие. Советские представления о туризме, с одной стороны, дали нам спортивный туризм вообще — не просто как вид спорта, но как целую философию и систему понятий. Однако в этой же среде зародился и ряд догматов, от которых многим было очень трудно отделаться.

Моя реализация подсмотренного у других туристов.
Моя реализация подсмотренного у других туристов.

Например, эти догматы говорили о том, что на байдарке невозможно плавать по морю и если уж этого сильно захотелось, то тогда ее обязательно нужно превратить в тримаран. Но если кто-то из читающих сейчас активно об этом всем думает, то он, видимо, самостоятельно уже упирался в тот простой факт, что тримаран, при всей своей чисто парусной добротности, перестает быть байдаркой и лишается возможности эффективно двигаться на веслах. В это же самое упирался и я, и если бы я в свое время не увидел вживую, как хороша байдарка просто с парусом без лишних примочек, то еще неизвестно, по какому бы пути пошла наша личная эволюция.

Чуть более подробно.
Чуть более подробно.

Ладно, не буду тут пускаться в дополнительные рассуждения. Просто весной 2008 года, когда мы собирались в наш первый настоящий арктический поход, я воткнул в новую байдарку (НЭРИС «Валькирия-2») свободностоящую мачту из алюминиевой трубы и пошил для нее полубалансирный парусок площадью около 1 квадратного метра из тентовой палаточной ткани, снабдив его сквозными латами. Концепцию этой конструкции я почерпнул из настольной книги туриста-парусника советской закалки — вероятно, вы тоже ее читали, если уж интересуетесь данным вопросом. Ее автор В.М.Перегудов.

Короче говоря, мой первый самый простейший парус послужил для нас настоящим переворотом в деле преодоления больших пространств на подобных лодках. Мы испытывали его на Ладоге, а перед самым походом я немного доработал формы грота, и в итоге, с этим парусом мы благополучно добрались почти что от самых истоков Поноя до деревни Чаваньга, что находится на Терском берегу Кольского полуострова.

Полубалансирный парус простейшей прямоугольной формы со сквозными латами. Чем-то он похож на джонку, но это немного другое. Я до сих спор считаю это вооружение лучшим по совокупности своих качеств.
Полубалансирный парус простейшей прямоугольной формы со сквозными латами. Чем-то он похож на джонку, но это немного другое. Я до сих спор считаю это вооружение лучшим по совокупности своих качеств.

Уже сейчас, с высоты своего опыта, я могу сказать, что такое парусное вооружение, пожалуй, было самым простым и удобным именно для байдарки. Работает он только на полных курсах, то есть от тупого галфвинда и полнее, но при этом он состоит, грубо говоря, из трех палок и тряпки. Такое вооружение не перегружает лодку, не усложняет ее, нисколько не мешает в убранном состоянии, а ставится и рубится буквально одним движением. И да, на реке, при прохождении порогов, его можно полностью снять, разобрать, и пристегнуть куда-нибудь к деке, чтобы не мешалось. Ну и разумеется, все это не создает никаких помех для работы веслами — все-таки главного изначального байдарочного движителя. Но прогресс не стоял на месте. Здесь я обязательно еще должен пояснить, что в рамках лично моих представлений, туристкой походной байдарке не нужно уметь лавировать. Да и острыми курсами ей тоже ходить не обязательно. Дело тут в том, что в любую не удобную для таких парусов погоду ты либо гребешь, либо и вовсе сидишь на берегу, ожидая, когда тебе подует так, что ты без лишнего напряга пройдешь сразу довольно далеко.

На Ладоге по пути к Верккосари. Наши друзья, плывущие впереди, так же не смогли остаться в стороне от парусной темы. Благо, что все вооружение делается на коленке за пару вечеров.
На Ладоге по пути к Верккосари. Наши друзья, плывущие впереди, так же не смогли остаться в стороне от парусной темы. Благо, что все вооружение делается на коленке за пару вечеров.

После Поноя с Белым морем нам захотелось продвинуться дальше на северо-восток. Мы засобирались на Вайгач и далее, а это требовало новых технических решений. Именно тогда я решил попробовать вооружить нашу лодочку дробным бермудским шлюпом. Именно это вооружение и заметили читатели среди иллюстраций к моей прошлой статье.

Шлюп при испытаниях на Ладоге. Тогда он казался совершенным. Вид из моих глаз.
Шлюп при испытаниях на Ладоге. Тогда он казался совершенным. Вид из моих глаз.

Первым требованием к вооружению было то, чтобы оно опять не мешало грести. Поэтому никаких аутригеров и других выступающих частей. Мачту на этот раз уже пришлось подкрепить вантами; так же пришлось придумывать, как закрепить парус на мачте таким образом, чтобы он легко поднимался и так же, под собственным весом падал бы. Все это вполне удалось. Паруса мне на этот раз сшили на заказ в мастерской. Причем, в погоне за тотальной простотой я заказывал сшить паруса абсолютно плоскими, без всяких пуз и других полагающихся им наворотов. Мастер, надо сказать, такому желанию был сильно удивлен, но в конечном итоге, именно это вооружение позволило нам пройти наш, пожалуй, самый сложный поход — 70 дней мы добирались от Нарьян-Мара до острова Вайгач, а потом очутились в одной из деревень при Югорском полуострове — Каратайке. Да в общем-то и в следующем году от Каратайки до Амдермы мы катались под этими же самыми парусами, просто байдарка тогда сменилась с Валькирии на НЭРИС Алю-3.

Теперь уже Карское море - возле Амдермы. Нас фотографирует с причала будущий знакомый, изрядно удивленный появлению такого судна. Байдарка летит к цели галфвиндом.
Теперь уже Карское море - возле Амдермы. Нас фотографирует с причала будущий знакомый, изрядно удивленный появлению такого судна. Байдарка летит к цели галфвиндом.

Как вы, наверное, поняли, я не хочу прямо здесь описывать конструкции более подробно и приводить конкретные чертежи. Это, явно, тема для отдельных статей, которые я обязательно напишу. Вообще, я об этом писал на нашем сайте давным-давно, но почему бы данную тему не освежить и не переосмыслить немного в Дзене? И сейчас в заключение я скажу, что паруса, в самом деле, позволяют очень сильно увеличить среднюю скорость байдарки при прохождении длинных маршрутов. А все эти аутригеры и другие извращения — вещь на практике не столь важная, а часто и вовсе лишняя. Ну да ладно, соберусь-ка я с мыслями и подниму свои старые записи. Может что интересного получится у меня написать про конкретные конструкции и решения, которые я использовал.

-9