Недавно я писал о том, как мы с друзьями сплавлялись на тузиках по реке. В этой статье кто-то увидел фотографию нашей старой байдарки с парусом и попросил об этом парусном вооружении рассказать, что я сейчас и собираюсь сделать. Правда, я не был бы собой, если бы не попытался подвести к этому откуда-то издалека и рассмотреть все это для начала в общем и целом.
Вообще, свой первый парус для байдарки (тогда еще Тайменя) я изготовил на второй год после того, как мы вдруг занялись водным туризмом. Первое время мы плавали без всяких дополнительных палок и тряпок, но в первом же морском походе на маршруте познакомились с более опытными туристами, у которых, были простейшие самодельные паруса. Я перенял у них данную технологию, и с того момента мы уже никогда не ходили в походы без паруса, так как в любом виде он радикально расширял возможности байдарки. Но, как многие интересующиеся наверняка знают, конструкции парусного вооружения для байдарок бывают очень разными; куча разновидностей бывает и у самих парусов. Я тут, как водится, пошел немного нестандартным путем. И во многом на меня повлияли именно те ребята, которых мы повстречали тогда на Белом море в далеком 2007 году.
Тут дело в том, что типичное парусное вооружение для байдарки в то время (не знаю, как сейчас) представлялось людям как комплекс из аутригеров с поплавками и бермудского шлюпа. Все другие варианты считались нежизнеспособными. Причиной таким однобоким представлением служило, как мне кажется, тяжелое советское наследие. Советские представления о туризме, с одной стороны, дали нам спортивный туризм вообще — не просто как вид спорта, но как целую философию и систему понятий. Однако в этой же среде зародился и ряд догматов, от которых многим было очень трудно отделаться.
Например, эти догматы говорили о том, что на байдарке невозможно плавать по морю и если уж этого сильно захотелось, то тогда ее обязательно нужно превратить в тримаран. Но если кто-то из читающих сейчас активно об этом всем думает, то он, видимо, самостоятельно уже упирался в тот простой факт, что тримаран, при всей своей чисто парусной добротности, перестает быть байдаркой и лишается возможности эффективно двигаться на веслах. В это же самое упирался и я, и если бы я в свое время не увидел вживую, как хороша байдарка просто с парусом без лишних примочек, то еще неизвестно, по какому бы пути пошла наша личная эволюция.
Ладно, не буду тут пускаться в дополнительные рассуждения. Просто весной 2008 года, когда мы собирались в наш первый настоящий арктический поход, я воткнул в новую байдарку (НЭРИС «Валькирия-2») свободностоящую мачту из алюминиевой трубы и пошил для нее полубалансирный парусок площадью около 1 квадратного метра из тентовой палаточной ткани, снабдив его сквозными латами. Концепцию этой конструкции я почерпнул из настольной книги туриста-парусника советской закалки — вероятно, вы тоже ее читали, если уж интересуетесь данным вопросом. Ее автор В.М.Перегудов.
Короче говоря, мой первый самый простейший парус послужил для нас настоящим переворотом в деле преодоления больших пространств на подобных лодках. Мы испытывали его на Ладоге, а перед самым походом я немного доработал формы грота, и в итоге, с этим парусом мы благополучно добрались почти что от самых истоков Поноя до деревни Чаваньга, что находится на Терском берегу Кольского полуострова.
Уже сейчас, с высоты своего опыта, я могу сказать, что такое парусное вооружение, пожалуй, было самым простым и удобным именно для байдарки. Работает он только на полных курсах, то есть от тупого галфвинда и полнее, но при этом он состоит, грубо говоря, из трех палок и тряпки. Такое вооружение не перегружает лодку, не усложняет ее, нисколько не мешает в убранном состоянии, а ставится и рубится буквально одним движением. И да, на реке, при прохождении порогов, его можно полностью снять, разобрать, и пристегнуть куда-нибудь к деке, чтобы не мешалось. Ну и разумеется, все это не создает никаких помех для работы веслами — все-таки главного изначального байдарочного движителя. Но прогресс не стоял на месте. Здесь я обязательно еще должен пояснить, что в рамках лично моих представлений, туристкой походной байдарке не нужно уметь лавировать. Да и острыми курсами ей тоже ходить не обязательно. Дело тут в том, что в любую не удобную для таких парусов погоду ты либо гребешь, либо и вовсе сидишь на берегу, ожидая, когда тебе подует так, что ты без лишнего напряга пройдешь сразу довольно далеко.
После Поноя с Белым морем нам захотелось продвинуться дальше на северо-восток. Мы засобирались на Вайгач и далее, а это требовало новых технических решений. Именно тогда я решил попробовать вооружить нашу лодочку дробным бермудским шлюпом. Именно это вооружение и заметили читатели среди иллюстраций к моей прошлой статье.
Первым требованием к вооружению было то, чтобы оно опять не мешало грести. Поэтому никаких аутригеров и других выступающих частей. Мачту на этот раз уже пришлось подкрепить вантами; так же пришлось придумывать, как закрепить парус на мачте таким образом, чтобы он легко поднимался и так же, под собственным весом падал бы. Все это вполне удалось. Паруса мне на этот раз сшили на заказ в мастерской. Причем, в погоне за тотальной простотой я заказывал сшить паруса абсолютно плоскими, без всяких пуз и других полагающихся им наворотов. Мастер, надо сказать, такому желанию был сильно удивлен, но в конечном итоге, именно это вооружение позволило нам пройти наш, пожалуй, самый сложный поход — 70 дней мы добирались от Нарьян-Мара до острова Вайгач, а потом очутились в одной из деревень при Югорском полуострове — Каратайке. Да в общем-то и в следующем году от Каратайки до Амдермы мы катались под этими же самыми парусами, просто байдарка тогда сменилась с Валькирии на НЭРИС Алю-3.
Как вы, наверное, поняли, я не хочу прямо здесь описывать конструкции более подробно и приводить конкретные чертежи. Это, явно, тема для отдельных статей, которые я обязательно напишу. Вообще, я об этом писал на нашем сайте давным-давно, но почему бы данную тему не освежить и не переосмыслить немного в Дзене? И сейчас в заключение я скажу, что паруса, в самом деле, позволяют очень сильно увеличить среднюю скорость байдарки при прохождении длинных маршрутов. А все эти аутригеры и другие извращения — вещь на практике не столь важная, а часто и вовсе лишняя. Ну да ладно, соберусь-ка я с мыслями и подниму свои старые записи. Может что интересного получится у меня написать про конкретные конструкции и решения, которые я использовал.