Нам сказали: "Главное въехать в Грузию. Выезжать сильно легче, так как у грузин на границе порядок". Мне с самого начала показалось это утверждение сомнительным. Ведь не имеет значения, что на одном из пропускных пунктов порядок, если на другом порядка нет.
Даже если грузины пропустят тебя быстрее, чем российская таможня и пограничники, то деваться всё равно некуда – после грузинской границы идёт несколько километров дороги без съездов, с тоннелями, а потом вы упрётесь в нашу границу, и если там пробка, то она вытянется до самой грузинской.
Что получилось на практике?
За несколько километров до границы началась пробка из фур. Судя по её длине, водителям приходится стоять несколько дней. Это, конечно, ужасно. Туалетов нет, мотелей с душевыми нет. Даже кафе нет. Если ты к такой ситуации не был готов, то можно и изголодаться. Но к счастью, фуры стоят отдельно. Туристов пропускают быстрее.
В какой-то момент мы упёрлись в развилку, где грузовиков регулировщик отправлял направо, а прочие автомобили – налево. После того как мы свернули, через несколько километров началась пробка, хотя границы не было видно. Впереди стояли грузинские полицейские и дозировано пускали машины в сторону границы. Как это помогало пробке я не знаю, по сути количество машин от этого не менялось. Разве что кучность машин на самой таможне была меньше.
Пока стояли, можно было насладиться видами гор и поучаствовать в дорожных войнах. Один из автобусов перегородил встречную, по которой выезжали самые хитроумные, и постоянно выходили на разборку качать права, чтобы их пропустили.
Чтобы водитель автобуса не отдувался за всех, нас собрался кружок по интересам, который заворачивал умников обратно. Один из умников, правда, назад не поехал. Поэтому, когда началось движение мы зажали его в "коробочку", вынудив ехать по встречной обочине, пока там не оказался валун. Перед ним он и остался стоять, так как желающих впустить наглеца ни у кого не возникло.
На грузинской границе было людно, но таможенники и пограничники работали быстро и все формальные процедуры закончились быстро. Но!
Как я и ожидал, сразу за грузинской границей началась пробка. Дорога была разбита на несколько рядов: для легковых, для фур, и для автобусов. О чём говорили знаки, перед тем, как полосы начали разделяться. Но, как обычно, нашлись умники, которые заехали в полосу для автобусов, так как в ней было в разы меньше людей. Кто-то по незнанию счёл свой микроавтобус автобусом, а кто-то тупо заехал туда на легковой. Дело в том, что микроавтобусы, которые можно водить с правами категории B, не считаются автобусами. Нужно чтобы было более 8 мест. Так что впереди нас всех ждал сюрприз.
Мы ехали на восемнадцатиместном автобусе, и перед нами было несколько легковушек. Вышел пограничник и сказал, что принимать в этом ряду легковые не будет, и пока они не покинут ряд, этот ряд дальше не поедет. Как видите на фото, ряды разделены, и покинуть ряд можно только задом, обратно к развилке. Для этого нужно было проехать полкилометра задних ходом, дело осложнялось тем, и позади нас уже подъехал с десяток машин. Но самое неприятное, что часть людей отказывалось покидать ряд, так как это означало, что им придётся стать в общую очередь, которую они уже на пару десятков машин проиграли, заехав не туда.
Поэтому из-за их упрямства мы ещё час разбирались, пока снова не пришёл пограничник и не вытолкал их из полосы, дав однозначно понять, что будут стоять тут до китайской Пасхи.
Русскую границу прошли, в общем-то так же быстро, как и грузинскую. В общей сложности потеряв около восьми часов. Но могли бы пройти на час раньше, если бы не хитросделанные водители, которые всем усложняли жизнь.
В Грузию мы въезжали дольше – двенадцать часов, но полагаю, что это не вопрос о том, с какой стороны быстрее, а просто время дня и день недели. И немного удачи.
Страну я покинул с мыслью, что летом туда больше не поеду, так как подобные испытания не стоят того, чтобы отдыхать на море в Грузии. А вот весной или осенью, пожалуй, можно приехать, посмотреть горы и исторические достопримечательности.