Британский дизайнер, ботаник и писатель Кристофер Дрессер (1834-1904) широко известен как один из основоположников и теоретиков англо-японского стиля и стиля британского модерна. Дрессер родился в Глазго, Шотландия. В 13 лет он начал посещать Государственную школу дизайна в Лондоне, где проучился до 1854 года.
В 1854 году он начал читать в школе лекции по ботанике, Его первые три книги, в том числе «Ботаника, адаптированная к искусству и художественному производству», были посвящены ботаническим предметам. А в 1860 году получил докторскую степень за исследования в этой области. Параллели с ботаникой присутствуют и в последующих его книгах по дизайну.
Ведро для угля «Ботаник» производства Benham and Froud, Ltd., дизайн Кристофера Дрессера.
Дизайнерский диапазон Дрессера необыкновенно широк и включает ковры, керамику, мебель, стекло, графику, изделия из металла, текстильные орнаменты. «Building News» еще в 1865 году назвала его революционером в декоративном искусстве того времени. Он написал несколько книг по дизайну и орнаменту, в том числе «Искусство декоративного дизайна» (1862 г.) и «Принципы дизайна» (1873 г.). Спустя 26 лет, в 1899 году журнал «The Studio» писал, что можно цитировать эту книгу «страница за страницей и не найти ни строчки, с которыми бы не согласились самые критически настроенные члены Ассоциации искусств и ремесел». По сути, Дрессер определил программу, впоследствии принятую движением «Искусства и ремесла».
Сторонник машинного производства, Дрессер был дизайнером-новатором; его работы, как правило, строгие. Даже аскетичные, часто с открытыми заклепками, демонстрируют первостепенную заботу о функциональности.
Рисунки из книги «Принципы дизайна» Кристофера Дрессера.
В своей книге «Принципы дизайна» Дрессер приводит рассуждения о конструировании на примере чайников и кувшинов. Некоторые дамы жалуются, что чайник слишком тяжелый. Однако при правильной конструкции чайник такой же емкости не кажется тяжелым и не перегружает запястье. В наши дни такие вопросы рассматривает один из разделов дизайна, который мы называем эргономикой.
Чайник, дизайн Кристофера Дрессера, 1879 г.
Чайник производства James Dixon & Sons, Шеффилд, дизайн Кристофера Дрессера, 1880 г.
Медно-латунный чайник производства Benham and Froud, Ltd., дизайн Кристофера Дрессера, 1885 г.
Чайник производства James Dixon & Sons, Шеффилд, дизайн Кристофера Дрессера, 1880 г.
Чайник производства Benham and Froud, дизайн Кристофера Дрессера.
Медно-латунный чайник производства Benham and Froud, Ltd., дизайн Кристофера Дрессера, 1880 г.
И даже в наши дни многие дизайны чайников Дрессера кажутся футуристическими.
Большое влияние на творчество Дрессера оказало его увлечение японским искусством. Многие его работы считаются типичными для англо-японского стиля. После Международной выставки 1862 года в Лондоне, где его особенно заинтересовали японские коллекции сэра Резерфорда Олкока, Дрессер посетил большинство крупных международных выставок и написал о них. В 1876 году Дрессер посетил выставку в Филадельфии, а оттуда отправился в Японию, где он много путешествовал, представляя британское правительство, а также собирая предметы японского искусства для компании Tiffany & Co.
Четыре месяца Дрессер путешествовал по Японии, записывая свои впечатления о стране, ее архитектуре, искусстве и художественных изделиях, был принят при дворе императором, который приказал обращаться с Дрессером как с гостем нации — все двери были открыты для него. Правительство Японии попросило его написать отчет «Торговля с Европой». В 1882 году Дрессер опубликовал книгу «Япония, ее архитектура, искусство и художественные изделия».
Серебряный кофейник «KOMAI» производства Elkington & Co, дизайн Кристофера Дрессера, 1880 г.
Серебряный сервиз «KOMAI» производства Elkington & Co, дизайн Кристофера Дрессера, 1886-1899 гг.
Пара жардиньеров производства компании Mintons, дизайн Кристофера Дрессера.
Керамическая ваза на подставке в японском стиле, Mintons, дизайн Кристофера Дрессера, около 1870 г.
Между 1879 и 1882 годами Дрессер разработал огромное количество дизайнов для керамики. для таких фирм, как Mintons, Wedgwood, Royal Worcester, Watcombe, Linthorpe, Old Hall at Hanley и Ault. Его признают одним из самых влиятельных дизайнеров керамики того времени.
Фарфоровая ваза, высота 51 см, Mintons, дизайн Кристофера Дрессера. Этот дизайн был впервые представлен на Всемирной выставке 1867 года в Париже. Известно, что существуют только три таких вазы.
Парные вазы с крышками производства LINTHORPE POTTERY, дизайн Кристофера Дрессера.
Керамическая чаша со стилизованной металлической ручкой производства LINTHORPE POTTERY, дизайн Кристофера Дрессера, около 1880 г.
Фарфоровая ваза производства Mintons, дизайн Кристофера Дрессера, около 1867 г.
В 1880 году Дрессер основал Альянс художественных мебельщиков на Бонд-стрит в Лондоне при финансовой поддержке Артура Л. Либерти и Джорджа Чабба, производителя сейфов, чья фирма также производила мебель, спроектированную Дрессером. Бизнес не имел коммерческого успеха и был ликвидирован в 1883 году.
Подставка для прихожей «Борей» из чугуна и мрамора с красной отделкой, выделенной цветом и позолотой, арочная спинка с крючками для одежды украшена стилизованной листвой и двумя панелями с изображением Борея и Водолея, столешница с мраморной вставкой, боковые поручни для зонтов и нижние поддоны для капель, дизайн Кристофера Дрессера, около 1878 г.
Металлическая подставка для зонтов производства COALBROOKDALE, дизайн Кристофера Дрессера, конец XIX века.
В середине 1880-х годов Дрессер разработал дизайны стекла Clutha, запатентованные компанией James Couper & Sons из Глазго. В 1889 году он переехал в Лондон, где руководил дизайнерской студией с десятью помощниками, включая Дж. Мойра Смита и Арчибальда Нокса.
Стеклянная ваза «Clutha» производства «Джеймс Купер и сыновья», дизайн Кристофера Дрессера, около 1875 г.
Некоторые дизайны изделий из металла работы Дрессера производятся до сих пор, например, его наборы для масла и уксуса и конструкции подставки для тостов, которые теперь производятся фирмой «Alessi». Альберто Алесси говорит, что Дрессер «знал методы производства металла лучше, чем любой современный дизайнер».
Набор для специй из стекла и металла, дизайн Кристофера Дрессера, около 1878 г.
Грелка для ложек производства HUKIN & HEATH, дизайн Кристофера Дрессера, около 1880 г.
Шторы по дизайну Кристофера Дрессера.
Кристофер Дрессер (1834-1904)
#Кристофер Дрессер #Дрессер #дизайн #чайник
Друзья, если вам понравилась статья, пишите комментарии, ставьте лайки и подписывайтесь - будет много интересного! ПОДПИСАТЬСЯ
Больше информации о ювелирах и истории ювелирного дела вы можете найти в статьях:
Приятного просмотра!
Приглашаю всех в мой магазинчик PRIMAVERA на Ярмарке Мастеров!