Найти тему

Арт-шпаргалка: эмаль горячая

АРТ-ШПАРГАЛКА

Э - эмаль горячая.

Что объединяет украшения египетских фараонов, шедевры Фаберже и выставку «Скифское солнце» в Новокузнецком художественном музее? Конечно, горячая эмаль!

Принято считать, что искусство художественного эмалирования имеет более чем трех тысячелетнюю историю, хотя когда и где впервые было осуществлено эмалирование (т.е. соединение цветного стекла в расплавленном состоянии с металлом), достоверно не известно. Древнейшие предметы с эмалью найдены в Микенах и на о. Кипр, датируются 15-14 в. до н. э. Также техника эмалирования плодотворно развивалась на территории Азербайджана, Греции, северной Италии, Древнего Египта, Ирана (Персии), Индии и Китая.

В России первое упоминание о «финифти» (от греческого «фингитис» - светлый, блестящий камень) встречается в Московской Ипатьевской летописи 1175 года.

Евфросиния Сиротюк «Песни» (медь, горячая эмаль).
Евфросиния Сиротюк «Песни» (медь, горячая эмаль).

По сути, эмаль - это стекловидный порошок, получаемый при измельчении стекловидных пластин до необходимой фракции. Порошок эмали смачивается водой до нужной консистенции и наносится в ячейки на металлическом изделии. Работа обжигается в печи при высокой температуре – от 700 до 900 градусов. После обжига эмаль сплавляется в цветной стекловидный слой. В зависимости от типа эмали он может быть прозрачным, полупрозрачным или «глухим» (непрозрачным). Во время обжига эмалевый слой подвергается усадке, «опускается» ниже перегородки. Поэтому требуется неоднократный обжиг и пополнение обжигаемой эмали в ячейке - порой художник делает от 5 до 100 обжигов. И именно это создаёт уникальные творения, которые и сам мастер иногда не в силах повторить во втором экземпляре. Затем изделие охлаждают, очищают и полируют.

Петр Сиротюк «Южный ветер» (медь, горячая эмаль).
Петр Сиротюк «Южный ветер» (медь, горячая эмаль).

По технике исполнения эмали делятся:

- Выемчатая эмаль (шамплеве) – самая древняя и простая техника: на пластине-основе гравируется, чеканится или выпиливаются углубления, которые потом заполняют эмалью разных цветов.

- Перегородчатая эмаль (клуазоне) – здесь эмаль преобладает, а металлические перегородки разделят эмали различных цветов как контуры.

- Сплошная эмаль (живописная) - сплошное покрытие изделия эмалью, металл служит только основой. Эмаль обладает твердостью камня, над которым время практически не властно!

Приходите любоваться эмалями работы Петра и Евфросинии Сиротюк на выставке «Скифское солнце» в Новокузнецком художественном музее!

Евфросиния Сиротюк «Песни» (медь, горячая эмаль).

Петр Сиротюк «Южный ветер» (медь, горячая эмаль).

#NovokuznetskArtMuseum #Новокузнецкийхудожественныймузей #НХМ #Artkuznetsk #НХМ_выставки #Скифскоесолнце #ПетрСиротюк #ЕвфросинияСиротюк #артшпаргалка #горячаяэмаль