Найти тему
POSTBENUA

Может ли арт-терапия помочь в борьбе со стрессом и тревожностью?

Оглавление

Вместе с карантином в жизнь пришла тревожность. Финансовое состояние, здоровье близких, тяжелые новости — все это изматывает и лишает сил двигаться дальше.

Как справиться с тревожностью и депрессивными мыслями?

Например, при помощи арт-терапии.

В серии публикаций этой рубрики мы поговорим с арт-терапевтами и психологами, почитаем российские и зарубежные статьи об арт-терапии и обязательно найдем для себя что-то, что поможет собраться и вернуться в ресурсное состояние.

Первый пост давайте посвятим теории. Отвечать на некоторые теоретические вопросы будет арт-терапевт, психолог и один из ведущих подкаста «Базаров порезал палец» — Филипп Жевлаков.

Что такое арт-терапия?

Название «арт-терапия» говорит само за себя, и, если выражаться простыми словами, означает лечение искусством. … В качестве психотерапевтического направления арт-терапия сформировалась на так уж давно – примерно в середине ХХ века, появившись на стыке психологической науки и искусства.

В чем суть арт-терапии?

Отвечает Филипп Жевлаков: «Моя любимая история связанная с основоположником арт-терапии Арианом Хиллом, который был скульптором по профессии. Однажды он заболел туберкулезом и попал в клинику, где, чтобы чем-то занять себя, начал рисовать окружающие пейзажи. Так он впервые обнаружил, что рисование здорово отвлекает его от болезни и улучшает настроение. Через год его пригласили вести рисунок в группе для других пациентов. Статистика показала, что пациенты, занимающиеся групповым творчеством, восстанавливались быстрее: у них снижалась тревожность и психологическое напряжение.

Уроки искусства могут обладать побочным лечебным эффектом, но все-таки в обучении искусству на первом месте стоит выработка навыка, в то время как в арт-терапии первично состояние: мысли, чувства, эмоции и тело. Первична сама тема и переживания, работа с эмоциями».

Как выглядит арт-терапия?

Филипп Жевлаков: «Это встреча человека и арт-терапевта. Человек приходит с запросом, темой или состоянием. Арт-терапевт предлагает арт-практику (иногда это может быть просто диалог), благодаря которой происходит исследование темы.

Например, если человек чувствует злость, но не может найти для нее выход, то арт-терапевт может предложить ее слепить или нарисовать. Или создать объект злости, с котором после этого можно взаимодействовать: сжать или сломать, что по своему и есть выражение агрессии.

В другом случае арт-терапевт тоже может что-то слепить и предложить «сражаться» слепленными фигурами.

Арт-терапия говорит: то, что становится возможным в художественной форме, становится возможным в жизни. Если человек испытал удобную форму гнева во время арт-практики, то скорее всего он сможет так же ловко найти выход гнева в реальной жизни».

Можно ли заниматься арт-терапией самостоятельно?

Филипп Жевлаков: «Тогда это не совсем арт-терапия. Арт-терапия – это человек + терапевт или группа + терапевт. Какие-то попытки поделать дома житейскую арт-терапию могут принести лечебный эффект, я этого не исключаю. Но задача в терапии — исследовать то, что не исследовалось раньше, задать вопросы, которые не задавал раньше. Творческий вечер с друзьями или семьей не надо называть терапией. Называйте это приятным временем вместе.

Почему лучше заниматься в группе или с терапевтом? Потому что задача терапии, в числе прочего, подарить альтернативный опыт. Некоторые люди могут бояться испортить картинку, что-то пролить или испачкаться — так бывает, если в детстве на человека кричали за такие вещи. Теперь, став взрослым, он боится криков и неудач. В группе или в паре с терапевтом, даже если он что-то прольет или испортит, он не увидит лица гнева на терапевта. Возможно терапевт скажет “да, ты пролил, но мы не обзываем себя криворукими и не ругаем себя за это, а просто убираем, это часть жизни, а не ее конец”.

Какая практика арт-терапии поможет справиться с тревожностью в домашних условиях?

Филипп Жевлаков: «Попробуйте применить методику “Время тревоги”. Зачастую тревога берет на нами вверх потому что мы не уделяем ей время, а на самом деле она наш друг. Поэтому я предлагаю знакомиться с ней поближе.

Арт-практика такая: на протяжении недели находите 20-30 минут на тревогу.

Вы берете тетрадку и арт-материалы. И спрашиваете себя: “О чем я тревожусь? Как выглядит моя тревога?”. И просто рисуете ее. Это может быть цвет, форма, объект, существо, набор слов, тут нет неправильного. Важно быть в четкой временной рамки, когда время закончилось, остановитесь.

Что происходит, когда мы находим время для тревоги?

  • Во-первых, мы легализуем ее в жизнь, даем ей право существовать;
  • Наше тело учиться справляться с тревогой;
  • Мы обнаруживаем абстракции и замечаем конкретику.

Это практика не гарант того, что вы справитесь с тревогой. Если практики не помогают – обратитесь, пожалуйста, к специалисту».

Отлично! Теперь мы знаем чуть больше. Пусть это станет нашим первым шагом к тому, чтобы впустить в свою жизнь арт-терапию, найти своего терапевта и вернуться к здоровому и ресурсному состоянию.