Valia Paella и Валерия Зеленская отчеканили в качестве NFT-токенов… Оперу. Трудно представить, как это выглядит? Если честно — довольно круто. Сегодня послушаем, что получилось и узнаем об NFT чуть больше, потому что Valia и Валерия ответили на несколько вопросов о своем проекте.
Если вы все еще не знаете, что такое NFT-токены, то я расскажу. Это цифровой актив, выпущенный в определённом количестве и размещенный на специальных площадках, где этот актив можно купить и забрать к себе в предварительно подготовленное NFT-хранилище-кошелек. Дальше вы можете похвастать и выложить купленную картинку себе в Instagram или Facebook (признаны экстремистскими на территории РФ), но при этом не потеряете право обладанию ею. Представьте, как если бы вы владели полотном «Мона Лиза», а в соцсетях делились бы своими селфи на его фоне.
А теперь к делу.
Что такое NFT-опера, если коротко?
Valia Paella: NFT опера – это video art интерпретация оперного произведения, где неизменным сохраняется вокальное классическое воспроизведение арии оперным артистом, а визуальный ряд представляет собой настроенческую видео компиляцию, созданную с помощью ArtTech инструментария (data moshing, data bending, digital collage и т.д.). Файл с полноценным видео и аудио контентом размещается на NFT маркетплейсе. В отдельных токенах, для коллекционеров из России есть дополнительная скрытая опция. Некоторые NFT предполагают индивидуальное исполнение выбранной арии также и в оффлайн формате (оперная партия только для одного зрителя по предварительному букингу даты на территории России/Москвы).
Как вы узнали об NFT и как пришли к NFT-опере?
Valia Paella: Об NFT я узнала от знакомой художницы из США, с которой мы участвовали в прошлом году в одном арт проекте. Она поинтересовалась, почему бы мне не «заминтить» этот видео арт (why don’t you mint this video art?). От англ. mint – чеканить применительно к монете/токену в блокчейне. Я стала изучать этот вопрос и так оказалась на NFT маркетплейсах. К NFT опере пришла, переработав и осмыслив две темы: проблематику коммуникаций и недооценённость классической музыки. Поскольку классическая музыка незаслуженно забыта молодёжью, я решила, что синтез понятного для миллениалов формата NFT картинки с классическим оперным контентом, может стать новым гибридным инструментом продвижения этого искусства. В этой связи я очень благодарна певице Валерии Зеленской за смелость попробовать себя в NFT, как в новом формате художественного высказывания.
Почему вы выбрали именно тот оперный материал, который выбрали?
Valia Paella: В формате NFT у меня сегодня представлено несколько арт серий, посвященных теме цифровой этики. Мой профессиональный бэкграунд в маркетинговых коммуникациях дарит много колоритной фактуры, как в семантическом, так и в визуальном плане, чтобы рассказывать о проблемах fake news, cancel culture, синдроме информационного пузыря на языке современного искусства. Так появились арт видео зарисовки на тему цифровой этики и изучения культуры экранно-цифрового потребления. Арт серия «Opera Chat. Communication drama» – по сути, логическое продолжение темы коммуникаций. Это — видео арт интерпретация известных оперных сюжетов. Здесь мы предлагаем рассмотреть художественное допущение на тему того, как могло бы измениться общение персонажей, если бы у них были современные мессенджеры и средства связи. Если бы у Чио-Чио-Сан из оперы Пуччини «Мадам Баттерфляй» был бы Инстаграм, то скорее всего ей бы не пришлось три года ждать письма от Пинкертона, чтобы понять истинные намерения молодого человека и устроить свою жизнь.
Лиза из «Пиковой Дамы» Чайковского или графиня из оперы Моцарта «Женитьба Фигаро», возможно, смогли бы принимать решения в свою пользу и быстрее, будь у них мессенджер. Серию поддержала онлайн галерея «Mas», а затем мы создали самостоятельные продукты в виде NFT опер. Жанр классической музыки мне близок, т.к. несколько лет назад я активно занималась её продвижением и даже организовала фестиваль «Рахманиновские Вечера» из цикла 6 камерных концертов.
Валерия Зеленская: NFT видео создаёт определённую атмосферу, настраивает зрителя, служит одновременно и афишей, и тизером, чтобы замотивировать молодёжь прийти на оперу. Если кино и театр практически переселились сегодня в наш телефон, то почему бы не адаптировать и не показать оперу на той площадке, которую выбирает сегодня зритель поколения Z, хотя бы фрагментарно?
Как вы познакомились?
Valia Paella: Валерия Зеленская, оперная певица и солистка театра оперы и балеты Коми – моя сестра и мы периодически обсуждаем новости культуры и искусства. Обычно в таких дискуссиях я выступаю как адепт новых форматов и технологий, а Валерия – за сохранение классической формы. Так что в истории с NFT оперой мы не только решили немного освежить блокчейн от обезьянок в пикселях, но и привлечь внимание нового поколения к старой классике.
Валерия Зеленская: Да, я люблю и живу классической музыкой, однако, это не мешает мне наблюдать и пробовать новые формы. Совсем недавно у меня состоялся гастрольный тур в формате симфо-джаз, который был посвящен не только опере, но и музыкальным произведениям из кино и джаза. Таким образом, я была подготовлена к экспериментам и решила, что ради искусства можно попробовать и такой формат творческой реализации.
Какое искусство может быть отчеканено в качестве NFT, а какое для этого точно не подходит?
Valia Paella: На мой субъективный взгляд любое искусство может быть представлено в формате NFT. Что мешает владельцам заброшенного особняка создать видео в стиле dark fantasy, добавить исторический квест, а на вырученные от реализации NFT средства реставрировать архитектурный облик?
На ваш взгляд, мир NFT уже поделен между крупными игроками или молодые художники могут найти себе место?
Valia Paella: Рынок NFT сегодня не столько поделён, сколько перегрет. С точки зрения инвестора NFT art может конечно диверсифицировать портфель, правда здесь потребуется помощь куратора, чтобы спрогнозировать рост по каждому арт активу. С точки зрения художника я бы не фокусировалась исключительно на NFT, а расширяла бы работы и в других фооматах в т.ч., либо создавала гибридные арт проекты, плавно перетекающие из одного медиа в другое. Чтобы найти место, художнику, прежде всего, необходимо ответить на два вопроса: кто я и для чего и кого я создаю свои работы?
Какие необычные и классные NFT-проекты вам попадались в поисках?
Valia Paella: Интересные решения сейчас можно найти на стыке разных дисциплин, например, gaming X NFT art, sport X NFT art. Если digital fashion уже стал привычным форматом, то по данным агентства WGSN к 2023 году фокус внимания переместиться на сегмент food и beauty.
Много любопытных проектов ожидается с развитием метавселенных. Например, JP Morgan недавно приобрёл себе земли в Decentraland, став практически первым банком, вошедшим в Метавселенную.
Что еще планируете делать, что дальше? Если какой-то вопрос некорректен или вы хотите рассказать о чем-то другом — смело говорите, я потом заменю вопрос на другой при монтаже.
Valia Paella: Мы планируем создать виртуальную экскурсию по музею-усадьбе Рахманинова в Ивановке (Тамбовская область) за счёт благотворительной реализации работ на краудфандинговой платформе и маркетплейсах 3х NFT романсов композитора. По сути, речь идет о нескольких произведениях композитора в формате mixed media и современных технологий. Это позволит расширить аудиторию поклонников и ценителей творчества, у которых нет возможности посетить музей-усадьбу физически.
Валерия Зеленская: Это не только популяризация творчества С.В. Рахманинова среди молодого поколения, но и возможность показать красоту русского романса по-новому для новой аудитории. Вы не поверите, как плачут иностранцы, когда слушают наши романсы, не зная ни одного слова по-русски. Такая вот «душа по проводам».