Возникающие идеи, на которых можно заработать, просто претворить в жизнь, если детально проработать схему реализации продукта/услуги. То есть применить одну из известных бизнес-моделей, которые уже зарекомендовали себя как наиболее эффективные. Без их использования или предпочтения им собственного пути развития, даже если стартап жизнеспособный, дело окажется в рецессии или полностью встанет. Не нужно изобретать велосипед — лучше изучить действенные методы получения прибыли.
Что такое бизнес-модель? Примеры:
Простыми словами — это простейшая схема движения товаров и услуг к потребителю и финансов от него к производителю. То есть общая концепция сути бизнеса, без детальных планов, цифр, графиков и прочих углубленных расчетов. Модель бизнес-процесса необходима для представления инвесторам даже больше, чем бизнес-план — кредитор должен четко понимать, откуда что возьмется и каким образом будет получена прибыль. Это очень важно для стартаперов — команды, готовой выпустить на рынок нечто новое, не опробованное.
Примеры построения бизнес-моделей классического типа:
- B2B. В этой схеме и потребитель, и производитель являются юридическими лицами, предпринимателями. Один закупает технологии или готовые продукты у одного для улучшения и развития собственного бизнеса. Это всевозможные IT-компании, разработчики приложений, аудиторы, аутсорсинг и т. д.
- B2C. Классическая схема продаж — от производителя потребителю. Это любой товарный бизнес, включая онлайн-маркеты и консультационные услуги.
- B2G. Бизнес строится на продаже товаров и услуг государству. Участие в тендерах, госзакупках и прочих регулирующих экономику проектах. Это сфера интересов крупных холдингов по разработке природных ресурсов, социальных структур, лизинговых агентств, контор благоустройства и т. д.
- C2C (P2P). Это взаимодействие двух потребителей — например, аренда транспорта для собственных нужд и работы. В этом случае стартапом является создание площадки, на которой найдется необходимое для людей.
Чтобы не запутаться в сложных понятиях и не перегореть на старте, рекомендовано придерживаться той модели, которая уже доказала свою состоятельность. Проверенные методы ведения дел эффективны, а новыми лучше заняться на досуге, когда бизнес перестанет быть только источником получения прибыли.
Анализ будущего бизнеса по шаблону Остервальдера
В свое время многие экономисты и аналитики практиковали создание бизнес-моделей, в большей степени универсальных для всех стартапов. На сегодня самая известная из них — модель Остервальдера, швейцарского теоретика, разработавшего шаблон бизнес-модели — систему анализа бизнеса для многих предпринимателей Business Model Canvas. Она включает несколько блоков:
- предложение — что вы предлагаете миру и зачем нужен ваш продукт/услуга;
- сегментация клиентов — она требуется для выявления самых ощутимых болей, которые закрывает предложение;
- взаимоотношения с клиентами — портрет ЦА, выявление потребностей, возможные изменения в продукте/услуге под них;
- доходы — как можно получить прибыль при помощи продукта/услуги;
- каналы финансов — инвестиции, кредиты, накопления, стартовый капитал;
- структура издержек — затраты на производство, рекламу, логистику, зарплаты, налоги;
- ключевые ресурсы — сырье для производства, штат, опыт сотрудников, профобразование и т. д., без чего стартап и развитие невозможно;
- ключевые действия — все шаги, без которых запуск продукта не получится;
- ключевые партнеры — инвесторы, соучредители, совет директоров и их функции для каждого этапа запуска.
Проработка всех блоков в соответствии со своей деятельностью позволяет точно увидеть перспективы, а также недочеты, значительно снижающие эффективность работы.
Примеры успешных бизнес-моделей
На основе метода Остервальдера были созданы успешные бизнес-направления. Такие, как:
- франчайзинг — работа под известным брендом;
- прямые продажи — когда стоимость для потребителя существенно снижена за счет отсутствия посредников;
- пункты самообслуживания;
- продажа лицензионных прав;
- интернет-магазины;
- платная подписка на сервисы.
В числе известных брендов, работающих по успешным бизнес-моделям — Uber, Макдональдс, Гугл, eBay, Netflix, Nespresso, Skype, Dropbox и масса других.
Выбираем свою бизнес-модель
Для того чтобы получить общее понимание того, как запустить стартап и увидеть перспективы, нужно проработать главные вопросы:
- Портрет целевой аудитории. Кто заинтересуется вашим продуктом/услугой и насколько велика ЦА для получения стабильной прибыли?
- Детальное описание предложения. Зачем оно? Кому нужно? Почему потребитель не сможет без него обойтись и насколько продукт/услуга облегчает жизнь?
- Чем ваше предложение лучше конкурентного? Обычно ничего нового не изобретается, поэтому нужно найти преимущества, которые выставляют ваше предложение в более выгодном свете.
- Цепочка затрат на продукт/услугу — сколько требуется финансов для получения единицы товара. Учитывается все — работа специалистов, сырье, ресурсы, заемные деньги и уплата налогов.
- Реклама — какие способы заявить о себе будут использованы? Каталог промо-товаров поможет найти самые бюджетные из них.
- Получение прибыли — исходя из предыдущего пункта, нужно выяснить, является ли продукт или услуга рентабельными, то есть приносящими доход.
Когда на все вопросы даны четкие ответы, и команда едина в желании преодолевать трудности, можно приступать к сравнительному анализу бизнес-моделей для своего стартапа. Не возбраняется вносить изменения в схему аналитиков, но концепция должна оставаться четкой.
Бизнес-модель — это один из главных этапов проработки жизнеспособности стартапа. Если нет четкого плана, как и понимания из чего извлекается прибыль, предпринимательство обречено на провал. Только всеобщее обсуждение вопросов и единое мнение по ответам позволяет вывести дело к следующему важному уровню — развитию бизнеса. Всем удачи!
#бизнес стратегия #бизнес модель #стартап #компания #бизнес #бизнес с нуля